READING

«Неформат» в ТЕАТР.DOC: «все народы равны, но есть...

«Неформат» в ТЕАТР.DOC: «все народы равны, но есть один равнее»

Большая часть спектаклей ТЕАТР.DOC создана в жанре документального театра, последняя их премьера – «Неформат» – рассказывает нам о «жизни других». Кажется, что в современном обществе с его порой напыщенной толерантностью не должно остаться места и проблемам этническим. Конечно, по факту жизнь не такова. В свидетельском спектакле, именно так определяют его создатели, рассказ пойдет о представителях творческой профессии. Перед нами актеры, каждый из которых мог бы стать условным Сашей Петровым, но они – киргиз, узбечка, армянин, калмык… И в профессии, в которой внешность – это инструмент, национальность становится камнем преткновения. При этом сама история получается шире рассказа о неудавшейся карьере и невозможности успеха. Здесь и буллинг в школе, и проблемы межрасовых браков и просто кризис самоопределения. А кто я, если во мне намешано столько кровей, а хочу ли я определяться одним словом?

Азиз, Джан, Наргис, Рафаэль и Феруза. Рассказ на сцене с одной стороны, конечно, обращен ко зрителю, но больше идет как внутренний монолог. Такими историями можно делиться с самыми близкими или же, наоборот, с безликим для тебя «попутчиком». Есть истории, в которых нельзя не засмеяться, от самой нелепости ситуации: например, когда молодой человек (калмык) спросил свою девушку, какие национальности, живущие в России она знает, и она смогла перечислить от силы три, а он лишь смог задать вопрос: «а я-то кто?». Но обычно они горьки: как приходится армянину придумывать себе итальянские корни, чтобы стать интереснее для продюсера и иметь возможность пройти кастинг, как сын узбечки и русского определяет себя как чистокровного русского и это говорит в лицо матери. Порой, просто хочется сказать им спасибо за искренность, за то, что нашли силы делиться и проживать эти моменты раз за разом.

Жизнь человека как часть истории: размышления об обломках империи и оставшемся имперском мышлении, рассуждения о возможности и невозможности конформизма. Здесь, что не мысль, то хочется утащить на цитату. «Все народы равны, но есть один равнее», «неважно какого цвета твой паспорт, важно какое у тебя лицо» и, конечно, всеми узнаваемая «лицам только славянской внешности» перестает быть лишь фразой из объявления о сдаче квартиры, а обретает плоть и кровь.

В самом начале спектакля нас, зрителей, включают в общий процесс. Несколько вопросов, и вот уже в зале тянутся вверх руки. Всех легко объединяет тема школы: кто-то подвергался буллингу сам, кто-то был тем самым задирой, а кто-то сейчас наблюдает за своими детьми и порой не может помочь. «А теперь представьте», раздаются «роли» и начинается спектакль.

Хочется посоветовать этот спектакль подросткам, чтобы вовремя успеть остановить.

У меня осталось много вопросов непосредственно к режиссерским решениям, многое непонятно и больше отвлекает, чем помогает повествованию. Но в рамках выбранной темы все это вторично: ты видишь актеров, ты слышишь их – и остальное совершенно неважно.

Билеты

Текст Ольга Шишорина