READING

Калечина-Малечина в ЦИМ: об отсутствии любви в лил...

Калечина-Малечина в ЦИМ: об отсутствии любви в лилипутском городе

Новый спектакль режиссёра Екатерины Корабельник «Калечина-Малечина» в Центре им. Мейерхольда апеллирует в первую очередь к родителям и детям, а также школьникам и учителям и рекомендован к просмотру с 12 лет. Постановка по одноимённой нашумевшей книге Евгении Некрасовой без прикрас представляет зрителю историю одинокой девочки Кати. Ни околосказочные декорации, ни фольклорные персонажи, ни фантазии самого ребенка, ни современное звуковое оформление не могут отвлечь от горести жизни детей и взрослых в провинциальном городке.

Место действия – лилипутский город. Состоит он из серых панельных многоэтажек, грязи в песочнице и ТЭЦ, пускающей облака. Смотреть на последние хобби нашей героини. Её родители ездят на работу в гулливерский город и не замечают за усталостью и рутиной проблем дочери. Точнее сказать, они у нее о них и не спрашивают. Единственное время, которое мать проводит с Катей, несколько минут пред сном, чтобы заплести ей косы. Утром на это времени нет, оттого девочка всегда ходит с огромными колтунами в волосах. Они самый выпирающий знак ее ненужности. Лара – ее единственная школьная подруга – отвернулась от нее. Одноклассники травят то за кнопочный телефон, то за дебильность. Учительница, как и отец, называет бесполезной и грозит переводом в школу для отстающих. Единственные просветы, которые есть в буднях девочки, сводятся к телевизору, пульт от которого по вечерам конфискует отец, воспоминаниях об умершей бабушке и ее молочном супе с макаронными червями, нескольких минутах мечтаний перед сном и самим сном, приравненным к восьми часам свободы. В поисках решения девочка включит конфорки и ляжет спать.

Но история не закончится черным концом. Именно здесь появится Кикимора – та самая Калечина-Малечина, та единственная, которая становится на сторону Кати. Та, что толкает ее на новые действия, отстаивание прав и самозащиту. Трудно узнать в робкой забитой девочке воинственную повзрослевшую. Как и трудно отличить фантазии от реальности. Если вы успели заинтересоваться проблематикой спектакля, рекомендую вам пойти на него и увидеть метаморфозы своими глазами.

Все составляющие оформления играют в одной связке и подчеркивают нестандартность Кати и однотипность ее окружения, пропасть в мировом прогрессе и отсталости провинциального города. Илья Шаров (композитор, хормейстер, звукорежиссер и участник ансамбля «Комонь») и Матвей Рахматуллин (сведение и саунд-дизайн) выразили это в музыкальном сопровождении, противопоставляя Катю-одиночку хору из родителей, одноклассников и учительницы. А также перемежая фольклорные мотивы и техно. Сценография и костюмы Ольги Никитиной и Анны Горбас тоже работают на противопоставление двух лагерей: всех в спортивных костюмах ADIDAS и Катя-изгой в советских колготках. Возможно, вам захочется совсем сбежать из созданного ими мира панельных коробок и школьного класса-туалета или хотя бы подняться по канатам наверх в фантазийный детский мир Кати.

Выделю нескольких артистов. Фаина Колоскова (Катя) настолько глубоко телесно ныряет в травмы героини, что хочется подбежать, погладить и распрямить ее. А моменты ее улыбок как живительный эликсир – прибавляют сил и Кате, и зрителю. Актер Евгений Белов прыгает из роли одноклассника Курина в дачного соседа дядю Юру и очень точно предает внутренний мир его маргинальных персонажей, оставаясь в памяти на несколько часов. Алена Галлиардт аккумулирует в её учительнице Веронике Евгеньевне все ужасы школьных учителей старой гвардии. Предполагаю, что каждый зритель найдет в ней что-то из пережитого школьного опыта. Мария Шишова (Лара) с ее чистой славянской внешностью и светящейся улыбкой никак не стыкуется в моем представлении с изменницей Ларой. Но влюбляет в себя с первого взгляда. Татьяна Аксюта в образе Кикиморы настолько органична, что начинаешь задаваться вопросом, где ты и что происходит.

Режиссёрская работа Екатерины Корабельник делает не только из прозаического текста драматургический, но и опускает рекомендуемый возраст зрителей с 18 до 12 лет. Спектакль, действительно, удобоварим для детей и подростков. Но при всей простоте оставляет много загадок, разгадывать которые будет каждый для себя отдельно. Корабельниковская Катя – некий собирательный образ покинутого всеми ребенка. Она без определенного возраста и пола. И даже без привязки к провинциальному городу. Такая история может произойти и в крупном городе, и в столице. Единственное, что показалось мне излишним – описательные текстовые вставки.

Эта история больше чем о непонятых детях и занятых родителям, она о любви и времени, без которого первой не бывать. Поэтому зрителем может стать любой, кому близка эта тема. Но одновременно готовый погрузиться в чернушный болезненный мир. Можно сделать это сразу после новогодних праздников, следующий показ 14 января.

Билеты

Фото Екатерина Краева

Текст Ольга Булынина