3. Театральные жанры. Ликбез

Меня зовут Лизавета Боровикова (студентка 2 курса театроведческого факультета ГИТИСа) и сегодня мы сделаем третью остановку в нашем путешествии по теории театра и разберем, что такое театральный жанр и какие они бывают.

Начнем с того, что Михаил Бахтин утверждал: «Мы говорим только определенными речевыми жанрами, то есть все наши высказывания обладают определенными и относительно устойчивыми типическими формами построения целого».

Эти типичные формы высказываний он предлагает называть жанрами — независимо от того, принадлежат ли они сфере непосредственного бытового общения или это надстроенные над простыми «вторичные», научные и художественные, жанры.

Жанр — не вся форма. С другой стороны, жанровый тип нельзя поставить в ряд с другими, более односторонними, простыми. Жанр будто вбирает в себя множество весьма разнородных свойств формы, и в этом смысле среди ее характеристик жанровой и впрямь должно принадлежать особое место. Жанр образуется на скрещении нескольких плоскостей, как минимум тематической и аксиологической, связанных одна с познавательной емкостью, а другая с типом образных моделей.

Но главный для Бахтина отличительный признак высказывания — адрес — из морфологической классификации выпадает. Между тем проблема адреса как раз для театра по-особому актуальна. В отличие от всех других искусств, адресат театрального высказывания не вне высказывания, а в нем. Жанр спектакля буквально становится — здесь и сейчас, когда актер встречается с публикой и при ее участии создает роль.

Когда Г. А. Товстоногов в 1970-е годы пытался формулировать свое отношение к жанру, для него не подлежало сомнению, что жанр — это «угол зрения автора на действительность, преломленный в художественном образе». И хотя автором спектакля Товстоногов упорно и последовательно именовал писателя, он понимал, что режиссер, «как и всякий человек, видит жизнь под собственным углом зрения». Человек театра, Товстоногов попытался перевести представления о жанре на театральный язык, соотнести их с практикой сцены. Он фиксировал своего рода набор задач, которые должен решить режиссер, чтобы предстоящий спектакль обрел жанр. Среди них главными режиссеру видятся условия игры, отбор предлагаемых обстоятельств и природа чувств, в первую очередь чувств актера.

Так какие же бывают театральные жанры:

  • Трагедия – Основу трагедии составляют острые общественные конфликты, коренные проблемы бытия, столкновения личности с судьбой и обществом. Трагическая коллизия обычно разрешается гибелью героя. В современном театре трагедия в чистом виде встречается редко. («Царь Эдип» театр Вахтангова, «Отелло» Сатирикон)
  • Комедия – вид драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического. Комедия, трезво исследуя человеческую природу, высмеивала пороки и заблуждения людей. По принципу организации действия различают комедию характеров, положений, идей. По типу Сюжетов комедии могут быть бытовыми и лирическими, по характеру комического — юмористическими, сатирическими. («Правда – хорошо, а счастье лучше» МХТ им.Чехова, «Чайка» Сатирикон).
  • Трагикомедия — драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В основе ее лежит ощущение относительности существующих критериев жизни; одно и то же явление драматург видит как в комическом, так и в трагическом свете («Визит старой дамы» Малый театр).
  • Водевиль – вид комедии положении с песнями-куплетами и танцами. Возник во Франции; с начала XIX в. получил общеевропейское распространение. Лучшим произведениям присуши задорное веселье, злободневное отображение действительности.. Поскольку в данном жанре недопустима грубость и напористость, все действия носят подчеркнуто мягкий характер. («Мадемуазель Нитуш» театр Вахтангова, «Всегда зовите Долли» Малый театр).
  • Мелодрама – пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией. («Игры одиноких», «Посвящение Еве» театр Вахтангова).
  • Драма – один из ведущих жанров драматургии в котором изображается мир реального человека в его остроконфликтных, но не безысходных отношениях с обществом или собой. В XX в. драма отличалась серьезным содержанием, отражала различные аспекты жизни человека и общества, исследовала человеческую психологию («Вишневый сад» Современник, «Дорогая Елена Сергеевна» Сатирикон).
  • Мюзикл – музыкально-сценическое произведение, главным образом комедийного характера, в котором используются средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусств, жанр сформировался в США в конце XIX в. («Стиляги» театр Наций, «Принцесса цирка» театр мюзикла).
  • Буффонада. Это спектакль комического, карикатурного характера, в котором главными героями обязательно должны быть несколько Арлекино. В основу действий буффонады положены народные приемы, поэтому действо спектакля всегда происходит на площади. Высмеивание человеческих недостатков осуществляется за счет постоянного преувеличения негативных сторон.
  • Мим — комедийный жанр в античном народном театре, короткие импровизационные сценки сатирического и развлекательного характера.
  • Мистерия — жанр средневекового западноевропейского религиозного театра. Мистерии представлялись на площадях городов. Религиозные сцены в них чередовались с интермедиями.
  • Монодрама — драматическое произведение, исполняемое одним актером.
  • Моралите — жанр западно-европейского театра XV—XVI вв., назидательная аллегорическая драма, персонажи которой олицетворяли различные добродетели и пороки.
  • Пародия— 1) жанр в театре, на эстраде, сознательная имитация в сатирических, иронических и юмористических целях индивидуальной манеры, стиля, стереотипов речи и поведения; 2) искаженное подобие чего-либо.
  • Пастораль — опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением пастушеской жизни.
  • Фарс — 1) вид средневекового западно-европейского народного театра бытового комедий но-сатирического характера, существовавший в XIV—XVI вв. Близок немецкому фастнахтшпилю, итальянской комедии дель арте и др.; 2) в театре XIX—XX вв. комедия-водевиль легкого содержания с чисто внешними комическими приемами.
  • Феерия — жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в XVII вв.

 

Конечно, это не все существующие театральные жанры, но с основными и наиболее распространенными сейчас мы познакомились и разобрались в их существенных различиях.


При работе над текстом использовались следующие материалы:
учебник «Введение в театроведение» под редакцией Ю.М. Барбоя. Статья «Жанр спектакля» (Ю. М. Барбой)