Кукольная барочная космо-опера в живом исполнении под аккомпанемент музыкантов, которые сидят тут же, на сцене. Звучит интригующе, не правда ли?
Кукольный театр может быть разным и уж точно не всегда детским. Опера Пёрселла рассказывает о легендарном троянском герое Энее и его возлюбленной — царице Дидоне. Постановка родилась в театре Трикстер в результате работы лаборатории. Спектакль рассчитан на камерную сцену, небольшое пространство кукольного театра огорожено крошечной сценой. Однако внутри сцены постоянно существует три параллельных плана, на которых разворачивается действие.
Декорации завораживают. В зале ощущаешь себя ребенком, наткнувшимся на интересную поп-ап книгу, открывая каждый разворот которой, не можешь даже предугадать, что тебя на нем ждет и какая фигурка оживет. Декорации сделаны таким образом, что создается ощущение мелкой филигранной работы с бумагой и канцелярским ножом. Из-за этого зритель чувствует себя будто внутри постановки, внутри этого бумажного кукольного домика. При помощи различных механизмов и оптических иллюзий не самыми дорогими средствами удается, однако, передать изменение мест, различные локации, движение морских волн. Это выглядит настолько красиво и захватывающе, что одним только разглядыванием декоративных элементов можно заниматься не отрываясь.
Частью декоративного оформления постановки являются и актеры — солисты столичной барочной капеллы «Золотой век» под руководством Александра Листратова. Их футуристичные костюмы, напоминающие смесь всех стихий. Объемные костюмы, используя технику аппликации и игру цвета, создают причудливое смешение биомеханики и природных элементов. Ярким акцентом является грим — красный крест на белом лице, по видимому дань уважения родине автора опере Пёрселла. Недаром события оперы считаются аллегорией на происходящие в Англии XVII века события. Активное использования света и его отсутствия в пространстве и актерами добавляет постановке красоты и эстетики.
Судя по сайту проекта, куклы — действующие лица претерпели изменения с момента выхода спектакля на лаборатории. Тогда это были бумажные фигуры, а сейчас это полноценные биомеханические куклы, светящиеся изнутри разными цветами. Куклы очень хорошо проработаны и детализация образов играет только во благо постановке.
Сочетание такого современного и даже технологичного действия и барочной музыки дает удивительный эффект. Несмотря на красоту и изысканность, барочные произведения обычно воспринимаются без легкости и утомляют слушателя. Однако «Дидона и Эней» не дадут заскучать даже совсем молодым зрителям или зрителям, которые только начинают знакомиться с музыкой барокко. Постановка создает свой прекрасный мир, полный иллюзий и мечтаний персонажей, которые предстают перед зрителями такими живыми, несмотря на кукольность и условность всего происходящего на сцене.
Текст Карина Чаплинская
NO COMMENT