READING

«Территория». Дидона и Эней: кукольная барочная ко...

«Территория». Дидона и Эней: кукольная барочная космо-опера

Кукольная барочная космо-опера в живом исполнении под аккомпанемент музыкантов, которые сидят тут же, на сцене. Звучит интригующе, не правда ли?

Кукольный театр может быть разным и уж точно не всегда детским. Опера Пёрселла рассказывает о легендарном троянском герое Энее и его возлюбленной — царице Дидоне. Постановка родилась в театре Трикстер в результате работы лаборатории. Спектакль рассчитан на камерную сцену, небольшое пространство кукольного театра огорожено крошечной сценой. Однако внутри сцены постоянно существует три параллельных плана, на которых разворачивается действие.

фото Г. Кузнецов

Декорации завораживают. В зале ощущаешь себя ребенком, наткнувшимся на интересную поп-ап книгу, открывая каждый разворот которой, не можешь даже предугадать, что тебя на нем ждет и какая фигурка оживет. Декорации сделаны таким образом, что создается ощущение мелкой филигранной работы с бумагой и канцелярским ножом. Из-за этого зритель чувствует себя будто внутри постановки, внутри этого бумажного кукольного домика. При помощи различных механизмов и оптических иллюзий не самыми дорогими средствами удается, однако, передать изменение мест, различные локации, движение морских волн. Это выглядит настолько красиво и захватывающе, что одним только разглядыванием декоративных элементов можно заниматься не отрываясь.

Частью декоративного оформления постановки являются и актеры — солисты столичной барочной капеллы «Золотой век» под руководством Александра Листратова. Их футуристичные костюмы, напоминающие смесь всех стихий. Объемные костюмы, используя технику аппликации и игру цвета, создают причудливое смешение биомеханики и природных элементов. Ярким акцентом является грим — красный крест на белом лице, по видимому дань уважения родине автора опере Пёрселла. Недаром события оперы считаются аллегорией на происходящие в Англии XVII века события. Активное использования света и его отсутствия в пространстве и актерами добавляет постановке красоты и эстетики.

фото Г. Кузнецов

Судя по сайту проекта, куклы — действующие лица претерпели изменения с момента выхода спектакля на лаборатории. Тогда это были бумажные фигуры, а сейчас это полноценные биомеханические куклы, светящиеся изнутри разными цветами. Куклы очень хорошо проработаны и детализация образов играет только во благо постановке.

фото Г. Кузнецов

Сочетание такого современного и даже технологичного действия и барочной музыки дает удивительный эффект. Несмотря на красоту и изысканность, барочные произведения обычно воспринимаются без легкости и утомляют слушателя. Однако «Дидона и Эней» не дадут заскучать даже совсем молодым зрителям или зрителям, которые только начинают знакомиться с музыкой барокко. Постановка создает свой прекрасный мир, полный иллюзий и мечтаний персонажей, которые предстают перед зрителями такими живыми, несмотря на кукольность и условность всего происходящего на сцене.

Текст Карина Чаплинская