READING

Lorem Ipsum: спектакль-трансформер от Мастерской Б...

Lorem Ipsum: спектакль-трансформер от Мастерской Брусникина

В театре «Практика» выпустили спектакль Lorem Ipsum по экспериментальной пьесе-каталогу Екатерины Августеняк.

Режиссеров у постановки девять — это актеры Мастерской Брусникина. Они же играют в пьесе условно распределенные роли. Lorem Ipsum — «рыбный» текст, который используют в верстке полиграфии и мире диджитала. Похожий на латынь, воспринимаемый как нечто абстрактное и в то же время наполненное смыслом, это сгенерированное сообщение хочет таким казаться. Так же и постановка, исследует сгенерированный текст на предмет содержания мысли, а форму наполняет содержанием.

В начале спектакля к зрителям выходит куратор проекта — режиссер Дмитрий Волкострелов. Он известен своей любовью к экспериментам с формой и современными текстами. Кураторство Волкострелова дает постановке смысловой стержень. Еще один куратор — театральный художник Ксения Перетрухина — отвечает за визуальную стильную составляющую. Итак, в начале зрителям рассказывают о том, что они увидят, небольшую историю понятия Lorem Ipsum. Голоса всех актеров по очереди, каноном читают одинаковый текст. В разные моменты ухо выхватывает то один, то другой голос. В этой медитативной какофонии есть элемент подготовки к действию. Также Волкострелов предлагает путем нехитрого голосования поднятыми руками выбрать три категории, которые сегодня увидит зритель. За каждую тему проходит голосование, в маленьком зале «Практики» подсчет голосов не занимает много времени. Всего показывают 5 новелл: три выбирает зритель, еще две выбирают создатели. Тематика самая разнообразная: от бизнеса, до русской классики.

Каждая новелла идет минут 10-15. Реплики написаны генератором текста на заданную тематику. Закрепленные роли в одной стороны условны, с другой — однозначны. Несмотря на кажущуюся сложность с формой и текстом, спектакль становится одой актерской игре и актерскому существованию на сцене. Да, режиссер выстраивает мизансцены и работает с формой еще больше, но именно актерская игра дает форме содержание. Многие реплики звучат довольно абсурдно, хоть и состоят из сплошь знакомых слов. Но интонации, сила голоса, актерские краски, на которые не скупятся участники каждой новеллы, создают постановке то самое «мясо».

Конечно, старшие «брусникинцы» более опытные артисты. Немудрено, что они выглядят более выигрышно и уверенно, рядом со своими «младшими» коллегами. Однако, в новелле «Русская классика» молодежи больше и это едва ли не лучшая часть из тех, которые нам показали. Актерские постановки, конечно, строятся на чувстве партнера, владении своим телом и голосом и умении импровизировать, оставаясь в рамках, заданных режиссурой. По всем этим позициям зритель становится свидетелем качественного мастер-класса. Будто на сцене не артисты возраста моложе 30, а уже сложившиеся мэтры с толпой поклонников.

Однозначно, постановка занимательная и в некоторые моменты феерически смешная, до хохота в голос. Наблюдая за всем происходящим, приходишь к невольной мысли о красоте человеческого разума и силе мозга, который мгновенно адаптируется к такому странному тексту. Лишившись смысла фактически, он наполняется тем смыслом, который в него вкладывают актеры и режиссер, за интонациями которых следишь затаив дыхание.

Билеты

Текст Карина Чаплинская

фотографии: www.facebook.com/Praktika/