READING

Музыкальный октябрь, или театральный сезон в полну...

Музыкальный октябрь, или театральный сезон в полную силу

Октябрь, после размеренного сентябрьского вхождения в театральный сезон, разгоняется на полную мощь и дарит большое разнообразие в репертуарах музыкальных театров. А тут ещё и череда фестивалей: «Золотая Маска» представляет номинантов, которые не успели показаться зрителям весной (жаль, не всех, кто был обещан в Москве в весенних показах, удастся увидеть сейчас), Context. Diana Vishneva начинает свою программу, а «Территория» в своём юбилейном пятнадцатом сезоне радует разнообразием театральных форм, уделяя большое внимание и музыкальным постановкам.

Камни со дна реки, Танцевальная компания «Воздух», Краснодар

Арена, Камерный балет «Пантера», Казань / Центр им. Вс. Мейерхольда

Фестиваль «Золотая Маска»

5 октября

Современный танец

Камни в хореографическом сочинении Анны Озерской «Камни со дна реки» – разных размеров и форм – многофункциональны. Они и реквизит для обыгрывания метафор, и музыкальный инструмент, и детали конструктора для создания узоров на сценической плоскости. На протяжении всего спектакля с ними взаимодействуют четыре танцовщицы. Их гибкие, легкие, послушные и сильные тела могут убедительно изобразить и окаменелость. Солистки среди прочего изображают еще и мифических сестер-горгон, и кто-то из них – та самая Медуза, чей прямой взгляд обращал все живое в камень.

Спектакль Дени Плассара «Арена» начинается со сцен парной борьбы, которые танцовщики исполняют так тягуче и плавно, будто перед зрителями кадры замедленной съемки. Борьба, похожая на благородный танец, и танец, похожий на лаконичный бой, – так можно обозначить пластический диапазон, который демонстрируют артисты балета «Пантера».

«Камни со дна реки» – претендент на премию «Золотая Маска 2020» в двух номинациях:
– лучший спектакль (современный танец).

«Арена» – претендент на премию «Золотая Маска 2020» в двух номинациях:
– лучший спектакль (современный танец);
– лучшая работа балетмейстера-хореографа (Дени Плассар).

Билеты

6+

 

Анна Каренина / Большой театр

Фото Дамира Юсупова

14, 15 октября

Балет

«Анна Каренина» – хореографическое прочтение русской классики великим Джоном Ноймайером. Ему, как никому другому, всегда удаётся точно прочувствовать нерв любого произведения, не только наших соотечественников, и передать настроение и мысль автора. Удалось это и в «Анне Карениной». Действие перенесено в наши дни, что позволяет зрителю лишь ещё глубже проникнуть в суть и прочувствовать боль героев. Это не только балет. Вернее, это не просто балет. Это истинный драматический спектакль с великолепной игрой актёров, которые все сюжетные изгибы, мысли и чувства доносят до зрителей без слов, а с помощью невероятно красивой хореографии. Этот тот спектакль, в котором жалеешь, что есть антракт.

Подробнее от LDQ

Билеты

16+

 

Вечер молодых хореографов, Международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva / Гоголь-центр

14, 15 октября

Современная хореография

Фестиваль Context. Diana Vishneva стандартно не только знакомит зрителей с достижениями прославленных иноземных хореографов, но и открывает новые имена. В этом году пандемия внесла изменения в планы фестиваля, отменив июньский блок спектаклей и не дав возможность иностранным хореографам привезти свои постановки. Но, тем не менее, ключевое событие фестиваля – конкурс молодых хореографов. И он состоится. Финалисты конкурса 2020 – Нурбек Батулла (Казань), Игорь Булыцын (Екатеринбург), Эрнест Нургали (Санкт-Петербург), Ольга Рыжкова (Воронеж) и Ирина Сергеева (Санкт-Петербург).

Билеты

 

Церемония награждения и концерт лауреатов Российской оперной премии “Casta Diva” / Новая Опера

15 октября

Опера

Премия “Casta Diva” была учреждена в 1996 году к 400-летию оперы и вручается за достижения в оперном искусстве в предыдущем календарном году. Помимо выступления лауреатов премии разных лет ожидается традиционный лёгкий ироничный стиль оскароносной церемонии и душевная атмосфера. Вспоминая премию прошлого года, можно с уверенностью сказать, что будет очень тёплый вечер.

Программа концерта:
Беллини «Норма», молитва Нормы, исполняет Елена Стихина
Мусоргский «Борис Годунов», сцена смерти Бориса, исполняет Евгений Никитин
Верди «Макбет», ария леди Макбет, исполняет Наталья Мурадымова
Верди «Разбойники», ария Франческо, исполняет Игорь Головатенко
Верди «Дон Карлос», ария Эболи, исполняет Екатерина Губанова
Верди «Дон Карлос», ария короля Филиппа, исполняет Дмитрий Ульянов
Верди «Аида», дуэт Аиды и Амнерис, исполняют Елена Стихина и Екатерина Губанова
Тома «Гамлет», застольная Гамлета, исполняет Игорь Головатенко
Массне «Вертер», романс Шарлотты, исполняет Виктория Яровая
Массне «Вертер», романс Вертера, исполняет Хачатур Бадалян
Бриттен «Питер Граймс», ария Эллен Орфорд, исполняет Екатерина Петрова
Вагнер «Летучий Голландец», дуэт Сенты и Голландца, исполняют Елена Стихина и Евгений Никитин
Вагнер «Тристан и Изольда», смерть Изольды, исполняет Екатерина Губанова
Штраус «Кавалер розы», трио Маршальши, Октавиана и Софи, исполняют Елена Стихина, Гаянэ Бабаджанян и Ольга Селиверстова

Билеты

6+

 

Русская музыка 2.0, Фестиваль «Территория» / Центр им. Вс. Мейерхольда

фото: пресс-служба Фестиваля Территория

16 октября

Концерт, мировая премьера

Концерт первых лауреатов программы «Русская музыка 2.0», о старте которой объявил фонд Aksenov Family Foundation в начале этого года. Эта программа направлена на развитие и популяризацию отечественной композиторской школы и показ ее лучших достижений на сценах России и за рубежом.
Произведения композиторов-лауреатов представят ведущие российские коллективы, специализирующиеся на исполнении новой академической музыки, – Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) и ансамбль Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского.

Программа:

Марк Булошников, Morendo
Дмитрий Бурцев, Revisité
Олег Гудачев, Before you slip into unconsciousness
Дарья Звездина, Angel
Даниил Пильчен, До одиннадцати песен
Алексей Сысоев, Don’t Whistle, Masha!
Александр Хубеев, Не выходи из комнаты
Борис Филановский, Aria tutti

Сегодня в нашей стране работает несколько десятков выдающихся авторов, принадлежащих разным поколениям, разным стилистическим течениям и эстетическим платформам. При этом в России отсутствует систематическая практика заказа новых сочинений, которая является двигателем композиторского процесса во всем мире. В рамках программы “Русская музыка 2.0” мы хотели бы создать предпосылки к появлению в России экосистемы для новой академической музыки – и одновременно создать оптимальные условия, в которых ее авторы могли бы проявить себя, чтобы затем представить их творчество российской и международной публике.

Дмитрий Аксенов, основатель Aksenov Family Foundation

Билеты

12+

 

Воздух, Международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva / Дизайн-завод “Флакон”

фото contextfest.com

16, 17 октября

Современная хореография

«Воздух» – это проект Ольги Лабовкиной для Context Open. Впервые эта работа была представлена как миниатюра на Конкурсе молодых хореографов Context. Diana Vishneva 2017 и принесла Ольге победу. Позже постановка была развита в большую форму. В полном варианта зрителю и представится возможность увидеть её в этом году на фестивале.

Билеты

18+

 

Ингер. Браун. Прельжокаж / МАМТ

фото Карины Житковой

18, 19 октября

Фестиваль «Золотая Маска»

Современный танец

Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, репертуарно богатый в последнее время на мировые шедевры в области современного балета и хореографии, не так давно пополнил свой репертуар новым сборником одноактных постановок, который оказался одним из самых интересных. Начинает вечер «Прогулка сумасшедшего» Йохана Ингера на музыку Мориса Равеля и Арво Пярта, которая даёт возможность поразмышлять. Продолжает – «О сложная».

Триша Браун – та, кого можно назвать основоположником танца постмодерн, – поставила «О сложная» для труппы Парижской Оперы. Слияние классических движений и современных под ритмичное звучание стихотворения Чеслава Милоша «Ода птице» имеет почти медитативное воздействие на зрителя. Но в расслабленном состоянии в зале – только зритель: не стоит забывать о сложности нахождения танцовщиков одновременно в двух таких разных танцевальных ипостасях. И в конце вечера – «Свадебка» Анжелена Прельжокажа на музыку Стравинского, которую нельзя назвать всего лишь одним из прочтений одноимённого творения Брониславы Нижинской, созданного почти сто лет назад. Это новый взгляд и новый хореографический язык, новая история о вечных отношениях мужчины и женщины.

«Свадебка» – претендент на премию «Золотая Маска 2020» в номинации лучший спектакль (современный танец).

Подробнее от LDQ

Билеты

16+

 

Brahms Party. Вальпургиева ночь, Урал Опера Балет, Екатеринбург / МАМТ

фото Ольги Керелюк

20 октября

Фестиваль «Золотая Маска»

Балет

“Brahms Party” Антона Пимонова, – это любимая многими неоклассика, но неоклассика не совсем обычная. И, в первую очередь, потому, что поставлена только на артистов-мужчин, что сразу стирает первую приходящую в голову ассоциацию при слове «неоклассика» – изящность танцовщиц Баланчина. “Brahms Party” полна юмора и ярких красок: соло сменяются дуэтами и трио, а внезапный сюрприз в финале соберет всех артистов на сцене. По словам хореографа, это – мужской̆ класс-концерт, зрелищный̆ и энергичный̆. 

“Brahms Party” – претендент на премию «Золотая Маска 2020» в двух номинациях:
– лучший спектакль (балет);
– лучшая работа балетмейстера-хореографа (Антон Пимонов).

Вторая постановка, которую уральские гости покажут в этот вечер на московской сцене, – «Вальпургиева ночь» Джорджа Баланчина. Отличная пара для одного вечера – неоклассика исконная и историческая и неоклассика современная, да ещё и мужская.

18-минутный балет Баланчина исполняется в Екатеринбурге так, что ни у кого не возникает сомнений, перед нами – шедевр. Абсолютная музыкальность и покоряющая естественность этой хореографии феноменальны. К счастью, оркестр, ведомый Павлом Клиничевым, играет Гуно не как балетно-дансантный аккомпанемент, а как настоящую симфоническую музыку, легко, свободно, в текучей фразировке и стремительных темпах. И балетные артисты сливаются с ней в едином потоке, фиксируя моментальные позировки, арабески и аттитюды. Екатеринбургская труппа в этом спектакле выглядит не столько вышколенной, сколько раскрепощенной и точной, собственно, как того и желал мистер Би.

«Российская газета»

«Вальпургиева ночь» – претендент на премию «Золотая Маска 2020» в трёх номинациях:
– лучший спектакль (балет);
– лучшая работа дирижера (Павел Клиничев);
– лучшая женская роль (
Елена Кабанова).

Билеты

Билеты на сайте Фестиваля появляются периодически и в небольшом количестве.

12+

 

Сеанс одновременной игры, Театр «Балет Москва», Фестиваль «Территория» / ММОМА

фото Н. Думко

20, 21, 22 октября

Танцевальный интерактивный спектакль

Анна Абалихина не просто создала «Сеанс одновременной игры», она предлагает всем зрителем стать её соавтором. Зрители в небольших группах по индивидуальному маршруту будут осваивать выставочное пространство и погружаться в создаваемый вокруг них спектакль. Движения зрителей станут «смысловой» тканью хореографических этюдов исполнителей, продолжением и частью действия. Они смогут влиять не только на хореографию танцовщиков, но и на звуковую партитуру проекта.

Билеты

18+

 

Приказ короля, Урал Опера Балет, Екатеринбург / МАМТ

фото uralopera.ru

21 октября

Фестиваль «Золотая Маска»

Балет

Вячеслав Самодуров умеет работать и с балетом большой формы, и с классикой, превращая её в нечто современное и актуальное. В основе этой постановки – балет Мариуса Петипа «Приказ короля». У великого хореографа прошлого этот балет оказался не самым удачным. Но количество номинаций постановки Вячеслава Самодурова даёт все основания полагать, что современному автору удалось на исторической основе создать нечто более удачное. И это, однозначно, must see.

 «Приказ короля» – претендент на премию «Золотая Маска 2020» в девяти номинациях:
– лучший спектакль (балет);
– лучшая работа дирижера (Павел Клиничев);
– лучшая работа балетмейстера-хореографа (Вячеслав Самодуров);
– лучшая женская роль (Елена Воробьева);
– лучшая мужская роль (Арсентий Лазарев);
– лучшая работа композитора (
Анатолий Королев);
– лучшая работа художника (
Алексей Кондратьев);
– лучшая работа художника по костюмам (
Анастасия Нефедова);
– лучшая работа художника по свету (
Константин Бинкин).

Билеты

Билеты на сайте Фестиваля появляются периодически и в небольшом количестве.

12+

 

Дидона и Эней, Театр «Трикстер», Фестиваль «Территория» / Симоновская сцена Театра им. Евгения Вахтангова

фото Г. Кузнецов

23 октября

Опера

Ожидается нечто необычное и крайне любопытное – кукольный спектакль и космоопера на музыку Генри Перселла в одном флаконе. Спектакль создан в рамках проекта «Арт-лаборатории» фестиваля «Территория» и компании СИБУР. В центре сюжета – история трагической любви троянского предводителя Энея и карфагенской царицы Дидоны. В этой постановке героев античного мифа исполняют куклы, судьбами которых управляют космические существа.

Билеты

12+

 

Эсмеральда / МАМТ

фото Карины Житковой

23, 24 октября

Балет

«Эсмеральда» – балет, который лишь изредка и ненадолго уходит на каникулы из репертуара Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Совсем недавно эта драматическая история в исконно советском большом стиле вновь с успехом вернулась на сцену театра. Балет, рождённый ещё в 1844 году Жюлем Перро в Королевском балете Лондона и переживший впоследствии несколько редакций, на московской сцене появился в редакции Владимира Бурмейстера. И лишь эта версия с подлинностью в каждом танцевальном слове дожила до наших дней, передаваемая исполнителями «из ног в ноги». Для МАМТ – это истинное балетное знамя театра. Спектакль 23 октября – 1000-й показ этого легендарного балета

Подробнее от LDQ

Билеты

12+

 

Иван Грозный / Большой театр

фото Дамира Юсупова

27, 28 октября

Балет

«Иван Грозный» – это, без сомнения, один из лучших балетов Юрия Григоровича: масштабный по содержанию, глубокий, рассказывающий об исторической личности в первую очередь, как о мужчине, глубоко любившем женщину. И не так важно, насколько правдиво то, что мы видим на сцене. Важно то, как артисты Большого театра проживают своих героев, любят вместе с ними, умирают с ними и покоряют зал.

Билеты

16+

 

Влюблённый дьявол / МАМТ

фото Сергея Родионова

28 октября

Фестиваль «Золотая Маска»

Опера

«Влюбленный дьявол» – единственная опера Александра Вустина (1943–2020), признанного мэтра российской композиторской школы. В основу оперы положена готическая повесть Жака Казота. Первое действие, раскачиваясь, оставляя позади речитативы, набирает обороты и готовит ко второму, полному кантилены и эстетических красот: мистический венецианский карнавал, сменяемый испанскими страстями. Чего только стоит финальная часть «Болеро», наполненная от начала (когда статичная людская картинка ещё даже не начинает двигаться) до конца энергией: потоки дождя, украшенные тенями стоящих людей, страстное фламенко (хореограф Рикардо Кастро) и насыщенная, так что хочется потрогать, музыка Александра Вустина. Отдельные поклоны филигранной работе дирижёра Владимира Юровского, и конечно восхищение Дарье Тереховой и Антону Росицкому.

«Влюблённый дьявол» – претендент на премию «Золотая Маска 2020» в семи номинациях:
– лучший спектакль (опера);
– лучшая работа дирижера (
Владимир Юровский);
– лучшая работа режиссера (
Александр Титель);
– лучшая работа композитора (
Александр Вустин);
– лучшая женская роль (Дарья Терехова);
– лучшая мужская роль (
Антон Росицкий);
– лучшая работа художника (
Владимир Арефьев).

Подробнее от LDQ

Билеты

12+

 

Приключения сапожника Петра, Театр современной хореографии «Провинциальные танцы» (Екатеринбург), Фестиваль «Территория» / Электротеатр Станиславский

фото Д. Попова

30, 31 октября

Современный танец

Если «Провинциальные танцы» приезжают в Москву, то, не раздумывая, нужно спешить покупать билет на их постановку. Одна из лучших трупп современного танца в России!

Авторы постановки для всей семьи «Приключения сапожника Петра» – танцовщики театра. Каждый из них в период изоляции создал свой мини-спектакль на заданную тему. В результате возник целостный спектакль, состоящий из отдельных эпизодов. Татьяна Баганова, хореограф и художественный руководитель компании, выступила куратором проекта и автором либретто.
Отправной точкой стал мультсериал «Сказки-потешки», основанный на народных сказаниях, приметах и пословицах. Через весь спектакль проходит один заглавный персонаж – сапожник Пётр.

Билеты

12+

Текст Юлия Фокина