READING

С днем рождения, Александр Сергеевич! Вы – наше вс...

С днем рождения, Александр Сергеевич! Вы – наше всё!

6 июня – дата известная, пожалуй, всем в нашей стране. День рождения Александра Сергеевича Пушкина. Фраза про “наше все” давно стала расхожей, но это не отменяет ее значения, ведь каждый взрослый, а впрочем и юный, человек сможет навскидку вспомнить наизусть несколько стихотворений поэта.

Сценические воплощения произведений Пушкина не так часто идут на театральных подмостках, однако каждая такая постановка привлекает внимание зрителя. Спектакли по произведениям, литературные вечера с пушкинской поэзией в исполнении любимых артистов, творчество Александра Сергеевича в переложении на музыку, и бонус – Театр им. Пушкина в Москве и театр “Пушкинская школа” в Санкт-Петербурге: наши авторы вспомнили свои любимые спектакли связанные с поэтом и спешат поделиться с вами.

С днем рождения, Александр Сергеевич! Вы – наше всё!

ЮЛИЯ ФОКИНА«Александр Сергеевич Пушкин под звуки музыки».

Пожалуй, сложно мысленно сразу зацепиться только за одно произведение, когда слышишь «Александр Сергеевич Пушкин». Почему так?

Пушкин живёт с нами. Живёт на книжных полках школьников. Живёт в головах тех, кто давно уже попрощался с юным возрастом, сплетая в один клубок «Я к вам пишу – чего же боле…», «У лукоморья дуб зелёный…», «Остров на море лежит, Град на острове стоит…».

Живут и его герои, смешиваясь с историческими лицами прошлого. Разве можно поверить в то, что те же Татьяна и Онегин дышали, говорили, страдали и любили лишь на страницах книг? А ещё Пушкин живёт для зрителя. На театральных подмостках и кинопленке. Он актуален вчера и сегодня. И вряд ли перестанет быть актуальным завтра. Всё, о чём он рассказывал двести лет назад, дышит и пылко бьётся и сейчас. В других костюмах и декорациях. Перенесённое в другой контекст, но живёт. Живёт в театре драматическом и театре музыкальном. Живёт в балете и в опере. И это не только не удивительно, а более, чем естественно. Ведь в самом творчестве Пушкина, в самом его слоге слышится музыка. И постановок всех не перечесть. Много тех, что остались только в истории, но есть те, что идут и сейчас.

На сцене Мариинского театра и в его онлайн-кинотеатре живут балеты «Бахчисарайский фонтан» и «Медный всадник», позволяя нам листать страницы книг не читая, а смотря. Давая возможность наслаждаться выдающимся талантом артистов театра под звуки музыки Бориса Асафьева и Рейнгольда Глиэра.

Большой театр в танце чтит имя Пушкина балетом «Онегин» в хореографии Джона Кранко. В Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко всё ещё не отпускают из репертуара, но давно не пускают на сцену, балет «Татьяна» в хореографии Джона Ноймайера по мотивам всё того же «Евгения Онегина». Ведь ещё Достоевский писал: «Она глубже Онегина и, конечно, умнее его… бесспорно она главная героиня поэмы». И потому – быть может и впрямь было бы лучше назвать поэму её именем? Хотя лучше вот так, дать жить современной, дикой и ранимой «Татьяне» Ноймайера под музыку Леры Ауэрбах бок о бок с почти классическим «Онегиным» Кранко под неувядающее звучание музыки Петра Ильича Чайковского. И удивительно ведь, что и Кранко, и Ноймайеру удалось не потерять той пресловутой «русской души», без которой никуда, не упустить тонкой нити и истинной сути, как часто бывает с иностранными интерпретаторами русских произведений. И в целом в балетно-пушкинской истории всё последовательно: когда-то Александр Сергеевич приобщал в своих строках к балету, теперь балет отдает ему дань.

В опере на столичных сценах всё кипит и бурлит разнообразием ещё сильнее, чем в балете. Не найти музыкального театра, в репертуаре которого не было бы оперы Чайковского «Евгений Онегин». И если вдруг театр расстается с одной оперной версией бессмертного романа в стихах, то непременно на смену ей приходит другая. «Борис Годунов» Мусоргского и «Пиковая дама» Чайковского почти не уступают «Евгению Онегину» в репертуарной популярности. А ведь ещё есть «Руслан и Людмила» Глинки,

«Каменный гость» и «Русалка» Даргомыжского, «Мазепа» Чайковского и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, его же «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок». Классические версии, где всё, как по строчкам, по мыслям сменяются (в чём-то дополняются, в чём-то оттеняются) современными прочтениями, в которых пушкинские герои вливаются в современность с её проблемами и острыми углами. И так чётко понимаешь, что Пушкин и его творчество – это то, что точно незыблемо.

Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьёт, то разовьёт,
И быстрой ножкой ножку бьёт.
А.С. Пушкин 

«Пиковая дама» в МАМТ

фото Олег Черноус

Музыка, написанная Чайковским в 1890-м году, безумно далека от пушкинского времени по своей сути. Она гораздо ближе к веку двадцатому. Она существует уже позже героев Достоевского. После «Белых ночей», «Преступления и наказания», даже «Бесов». Смятение умов, утрата идеалов, предчувствие необратимой катастрофы: погибнет город, погибнет Империя… Что будет с Россией? © Александр Титель.

Режиссёр музыку прочувствовал и перенёс пушкинских героев во времена Николая II. Во времена, когда будущее России было особенно туманно. Постановка пропитана этим ощущением неизвестности и безысходности. Марширующие мальчики – будущие солдаты. Ещё один шаг – катастрофа. Сёстры милосердия, которые то тут, то там, готовятся работать без сна и лишнего вздоха. Все герои живут не только своей историей, но и общей историей страны и города. И жутко становится от мысли, что уже вот-вот они протянут руки, и те обагрятся кровью. И нам, так чтящим то, что произошло в первой четверти прошлого века, так стыдящимся этого, такое прочтение даже ближе пушкинского. При этом Петербург у режиссёра-постановщика Александра Тителя, как и у Пушкина, остаётся важным, даже центральным героем оперы. Промозглый, стройный, благородный Петербург. Пока ещё благородный.

История Германа – просто одна из историй, которые происходили и ещё не раз произойдут в этом мистическом городе. В его истории, как и должно быть, Графиня грозна и строга. И смерть её грозна не меньше.

Финал спрятан от зрительских глаз: тело, обступленное людьми, исчезает незаметно. Но пронесённые по кромке сцены доски, положенные на плечи и олицетворяющие носилки, своей пустотой пугают больше, чем если бы несли на себе останки Графини. А раз тела нет, то не может умереть и Графиня. Что в общем-то похоже на правду. Смерть Лизы тоже обыграна: тонет она не в речной бездне, а в бездне солдат, сомкнувших за ее поникшей фигурой свои ряды. Так сомкнут они их уже совсем скоро ещё раз, уже поглотив всю страну. С точки зрения сценографии всё строго и лаконично: театр и его стиль будто сами перешагнули через оркестровую яму и взобрались на сцену. Колонны, меняющие местоположение, редкие стулья и частый синий цвет. Оказалось, этого вполне достаточно, чтобы передать дух города и настроение оперы.

«Пиковая дама» МАМТ доступна для бесплатного просмотра в онлайн-кинотеатре okko.tv.

 

АЛЕНА АЗАРЕНКО«Наше всё» для всей семьи.

Опера «Сказка о царе Салтане» в Музыкальном академическом театре имени Станиславского и Немировича-Данченко по одноимённому произведению Александра Сергеевича Пушкина – настоящий музыкальный подарок для детей и взрослых. Это добрый, нежный, красивый и увлекательный спектакль с участием детей и детского хора, смело можно причислить к разряду «нескучной классики», интересной для семейного просмотра.

фото Олег Черноус

Красочные декорации, фантазийные костюмы, дивные персонажи – всё это будто сошло со страниц сказки, написанной гением русской классики, – и дополнено музыкой Римского-Корсакова. Образы, знакомые с детства, оживают на сцене и принимаются зрителями с восторгом: «чудный град» в исполнении артистов хора, коварный Коршун-чародей, Царевна-Лебедь, тридцать три богатыря под предводительством Черномора, белка с драгоценными орехами, князь Гвидон, обернувшийся Шмелём. Сказка оживает на глазах, манит, чарует и уносит по волнам музыки детей и взрослых в далекое царство Салтана, заморские страны, на дивный остров, где правит Гвидон.

Премьера оперы состоялась в 1997 году, и вот уже более двадцати лет эта постановка пользуется успехом у зрителей: два с половиной часа яркого действия на сцене пролетают на одном дыхании, добро побеждает зло, вероломно разлученные царь и царица воссоединяются, Царевна-Лебедь оборачивается красавицей, справедливость торжествует, счастливый народ прославляет мудрых правителей.

Рекомендовано к просмотру детям с 7 лет.

Режиссер-постановщик – художественный руководитель МАМТ Александр Титель.

 

КАТЕРИНА БРУШЛИНСКАЯ

Театр Вахтангова (Арт-кафе). «Сказка о попе и работнике его Балде»

Известная всем сказка А.С.Пушкина, рассказанная двумя актерами театра Вахтангова, никого не оставит равнодушным. В этом спектакле есть все, что так нужно детям: сказочный сюжет, интересно рассказанная история, обаятельные актеры и вовлеченность в происходящее. Но и родителям скучать не придётся, почти на час они сами становятся детьми, так как удержаться от того, чтобы не поучаствовать в этом интерактивном спектакле не удастся.

На маленьком пространстве сцены Арт-кафе прямо на глазах у зрителей актеры ловко перевоплощаются в персонажей сказки, каждый со своим характером. Исполнители мастерки держат внимание юных зрителей: то попросят изобразить море и лес, то помочь выиграть у черта, а самому черту помочь собрать оброк. «Сказка о попе и работнике его Балде» – это спектакль в равной степени для детей и взрослых, во время которого родители с не меньшим, а может быть и большим удовольствием наслаждаются происходящим. Это история со смыслом, слушать и разыгрывать которую, доставляет детям настоящее удовольствие.

 

КАРИНА ЧАПЛИНСКАЯ

Для меня Пушкин всегда ассоциировался с музыкой. Я очень люблю “Евгения Онегина” и “Пиковую даму” Чайковского, многие арии знаю с детства. Однако, выбор спектакля по творчеству Поэта поставил меня в тупик. Во-первых, у Пушкина не так много пьес и ставят его в драматическом театре нечасто. Во-вторых, он в принципе не ассоциируется у меня с театром драматическим. Тем не менее, когда я начала вспоминать мои любимые спектакли – без труда отыскала среди них и Пушкинские.

“Евгений Онегин” в театре им. Вахтангова. Чудо как хорош и нежен. У спектакля есть несколько составов и многие московские театралы любят собирать “коллекцию” лучших Онегиных и Ленских. Каждый спектакль в любом составе прекрасен, как снежинка, единственная и уникальная в своем роде. Сценография дивной красоты, прекрасная музыка, а сон Татьяны, который читает Борисова – будто настоящий таинственный сон, в который погружаешься наяву. Даже если вы знаете текст наизусть и вас, казалось бы, ничем не удивишь – вы не будете разочарованы этим спектаклем.

“Сказки Пушкина” в театре Наций – масштабная постановка Роберта Уилсона, ставшая визитной карточкой театра. На спектакле всегда аншлаг. Публика принимает его очень тепло. Сюрреалистичный графичный черно-белый мир Уилсона настолько причудливо и в то же время органично переплетается с русскостью Пушкина, что оторваться от действия на сцене категорически невозможно!

“Пушкин. Дуэль. Смерть” в МТЮЗе. Этому спектаклю 21 год! Он идет очень редко и я ловила на него билеты в течение 1,5 сезонов. Крохотная сцена во флигеле дает ощущение причастности и соучастия. За пару часов Пушкин становится для зрителей не просто узнаваемым профилем, статуей на одноименной площади, кудрявым легкомысленным поэтом, он становится другом, товарищем, современником. Кама Гинкас ведет расследование и закручивает практически детективный сюжет, от которого невозможно оторваться: хочется не дышать и не моргать, чтобы не пропустить ни секунды.

фото gogolcenter.com

“Маленькие трагедии” в Гоголь-центре. Спектакль был выпущен уже после ареста Серебренникова и доделывался без его чуткого участия. Каждая трагедия и маленькая и громадная одновременно. Невероятно актуальная постановка, в которой Пушкин становится каждым из нас – зрителей и актеров.

Сегодняшний вечер редакция LDQ скорее всего провела бы на премьере «Барышни-крестьянки», завершающей цикл «Повести Белкина» в РАМТ. Проект длиною в год объединил пять молодых режиссеров в разных пространствах театра. А пока мы далеки от настоящих премьер, наша редакция подготовила свою подборку любимых спектаклей, посвященных «Солнцу русской поэзии».

ОЛЬГА ШИШОРИНА: «Египетские ночи» в Мастерской П. Фоменко – красочный, манящий спектакль Петра Фоменко. Впервые увидел мир в 2002, был снят в 2008, и с 2018 года восстановленная версия снова радует зрителя. Петр Наумович как никто чувствовал слово, и весь воздух на сцене пронизан стихом и ритмом. Слова Пушкина сменяются словами Брюсова (дописавшего неоконченную поэму), перемежаясь с Пушкинской же прозой. На сцене светское общество в кринолинах и фраках, но одна простая импровизация заезжего итальянца и вот в их умах царит роскошь и грация мира Клеопатры, а странности любви манят за собой.

Для любителей «Мастерской Фоменко» «Египетские ночи» – это подарок и возвращение к истокам. Уже не камерный, как прежде, а с размахом поставленный на новой сцене он околдовывает своей чувственностью. Посчастливилось смотреть спектакль с первого ряда – и это, надо сказать, в разы усиливает и без того яркое впечатление. Даже если забыть про руку мастера, игру артистов и слова Пушкина, спектакль попросту безбожно красив. А если сложить обратно все элементы, то просто прекрасен.

Все еще не выбрали спектакль, связанный с Пушкиным? Тогда сходите в Театр им. Пушкина, что на Тверском бульваре. Один из старейших театров Москвы в своем репертуаре имеет единственный спектакль по Пушкину – “Повести Белкина”, однако, репертуар театра разнообразен и ярок. Трагические, комедийные, музыкальные – тут идут спектакли на любой вкус и возраст. Звездная труппа театра и приглашенные звезды способны рассмешить большой зал основной сцены и плакать вместе со зрителями на камерной.

Сцена театра благоволит Ю.Н. Бутусову – его постановки здесь отмечены премией “Золотая маска” (разные номинации) и обе с неизменным успехом идут уже не первый сезон. Но идеальным для знакомства с театром будет поход на любой спектакль художественного руководителя театра – актера, режиссера и педагога – Евгения Писарева.

Евгений Писарев

Евгений Писарев

Любимые спектакли в Театре им. Пушкина главного редактора сайта – ОЛИ ХАЙКИНОЙ:

«Добрый человек из Сезуана». Пьеса Бертольта Брехта «Добрый человек из Сезуана», ставшая культовой  благодаря Театру на Таганке, обрела новую жизнь в постановке одного из самых ярких современных режиссеров – Юрия Бутусова. Это история о проститутке Шен Те, неожиданно обласканной богами. Но, чем больше добра делала Шен Те, тем больше бед сыпалось на ее голову. Пока не появился вдруг ее двоюродной брат, жестокосердный Шуй Та…

«Рыцарь пламенеющего пестика». Иногда любовь зрителя к театру переходит все границы. Во время спектакля «Лондонский купец», глубокомысленного и скучного представления, на сцене внезапно появляется пара зрителей. У них есть несколько советов по «улучшению» пьесы: место действия должно быть поэкзотичнее, рыцарь должен совершать подвиги, а также стоит добавить песен и танцев… Неугомонная парочка предлагает на главную роль своего племянника Ралфа, артиста-любителя. Ралф забирается на сцену, и так «Лондонский купец» становится «Рыцарем пламенеющего пестика».

The Knight of the Burning Pestle by Beaumont, , Writer – Francis Beaumont, Director – Declan Donnellan, Designer – Nick Ormerod, Theatre Les Gémeaux/Sceaux/Scène Nationale, Jan, 2019, Credit: Johan Persson

«Гардения». Трогательная и драматичная история четырёх поколений одной польской семьи в исполнении Александры Урсуляк, Анастасии Лебедевой, Эльмиры Мирэль и Натальи Ревы-Рядинской. Судьбы матери, дочки, внучки и правнучки тесно переплетены, но каждая героиня отчаянно пытается не быть похожей на свою мать. Но от судьбы не уйдешь.

«С_училища». Любовь, предательство, убийство и прочие страсти-мордасти в истории отношений студентки ПТУ и преподавателя философии. Смесь мелодрамы и трагикомедии. Пьеса была написана драматургом Андреем Ивановым в 2016 году во время Международной драматургической лаборатории в Минске.

Материнское поле. Можно ли пересказать повесть Чингиза Айтматова «Материнское поле»? Как подобрать слова, если семейное счастье в одночасье прервала война. Пластический спектакль без слов режиссера Сергея Землянского – это попытка погрузить зрителя в сюжет знаменитого произведения писателя языком тела.