READING

Эстонские хиппи против Советского Союза на сцене Ц...

Эстонские хиппи против Советского Союза на сцене Центра имени Вс. Мейерхольда

 «И не было у нас никакого оружия, кроме нас и нашей молодости»

 

Новый сезон Центра имени Вс. Мейерхольда открывает премьерный спектакль «Июльансамбля» — «Как эстонские хиппи разрушили Советские Союз», поставленный молодым режиссером Талгатом Баталовым, двукратным номинантом на «Золотую маску», много ставящим для Театра.doc.

Один из ведущих современных драматургов Михаил Дурненков написал эту пьесу по заказу театра «Угала» из города Вильянди в Эстонии. Театр хотел пьесу об эстонских хиппи, а получился практически road movie о крахе империи. В прошлом году пьеса участвовала во внеконкурсной программе фестиваля «Любимовка», и вот теперь молодая команда «Июльансамбля» вдохнула в пьесу жизнь на одной из самых смелых театральных площадок страны.

На сцене перед нами огромная белая сфера, похожая на гигантскую полую таблетку, поставленную на ребро. Практические все действие герои, путешествующие по безграничным просторам своего сознания, проводят именно в этом, по иронии ограниченном пространстве. На него же осуществляются самые разнообразные видеопроекции — видеоряд тут богатый и является фактически отдельным действующим лицом спектакля.

Начинается история как банальный рассказ о беспечных детях поколения, которому ход истории наконец-то подарил беззаботную юность, и которые тратят его на изменение сознания посредством различных препаратов, включая неких бытовой химикат под названием Сопалс. «Приход» получается эпическим — появляющиеся перед хиппи, надышавшимися парами в скверике у детского садика, некие даосские монахи вручают нашим героям волшебную флейту «без отверстий» и сообщают, что те и есть избранные, призванные уничтожить третий глаз над мавзолеем и разрушить СССР. Группа эстонских хиппи (две девушки и четыре юноши), называющих себя экзотическими, но значимыми для их культуры именами, начинают психоделический хаотичный «трип» по закоулкам своего сознания, из которого их по очереди вырывает грубая и неминуемая реальность.

Может ли один маленький человек противостоять огромной государственной системе и выжить, сохранив рассудок и веру в себя? Способен ли один плевок через 20 лет привести к разрушению тоталитарного режима, как пресловутый взмах крыла бабочки на одном континенте может вызвать ураган на другом? Если мы бесконечно верим в себя и даже не допускаем мысли о том, что в руках у нас простая палка, а не волшебная флейта, а мы просто бездельники под кайфом, а не избранные, призванные уничтожить «всевидящее око», то действительно ли мы настолько беспомощны перед империей зла?

Подробно пересказывать происходящее на сцене (тем более пытаться построить из этого стройное хронологическое повествование) можно, но вряд ли целесообразно, учитывая, что финальный аккорд спектакля очевидно показывает, что основной посыл постановки вообще не в том, кто что делал, что принимал, на ком в конце концов женился и какой кабинет занимал, продвинувшись по линии партии. Поэтому я ничего описывать и анализировать не стану. Я бы очень хотела, чтобы вы это сделали сами. Вот просто посмотрели этот спектакль, пока не поздно. А то мало ли что.

Разделили его на ребусы и каждый разгадали. Или увидели в нем одну сквозную мысль и обрадовались ее попаданию в цель или не согласились бы с нею. Или подумали — ну что за дурацкая история про галлюцинации? А потом вернулись домой и поняли, а, нет, не про галлюцинации вовсе…

Этот спектакль похож на мудборд, на котором слоями разноцветных бумажек и фотографий разбросаны судьбы отдельных людей и целой страны, философские бредни и наркоманские приходы, сны и реальность, признания в любви и в равнодушии, мечты и грубая действительность, борьба и безволие, боль и потерянная молодость. Каждый листочек по отдельности можно рассматривать и осмыслять, но все вместе они кажутся какой-то какофонией несовместимых миров, судеб и действительностей. А сделаешь пару шагов назад для крупного плана — и вот все уже складывается в общее и до боли знакомое целое. Не 1972 год совсем, а вот тот, что за дверями театра.

Вообщем, спойлер — эстонские хиппи, дружно держась за руки на Красной площади прямо из 1972 года все-таки разрушили СССР. Но это не точно.

Билеты