Наташина мечта в театре «Практика»

Малая сцена и без того крохотного театра «Практика» трансформирована в зал-аудиторию, где зрители сидят на офисных креслах, болтают перед началом действия и не ожидают, что спектакль в общем-то уже начался.

Когда Анастасия Великородная входит в зал и как учительница или руководитель профсоюза деловито спрашивает у публики, есть ли у кого-то мечта, нет ощущения, что ты внутри спектакля. Поэтому когда из зала поднимается Наташа и начинает буднично рассказывать свою историю, прием работает на 100% – эта Наташа из зрителей, обычная девочка, и мечта у нее обычна – о счастье и любви.

Это потом мы узнаем, что Наташа из детдома, что у нее есть мама, подружки и любовь. Что любовь приключается с ней внезапно и как-то «от головы» – она ее сама себе придумывает и законы, по которым эта любовь развивается, должны пойти по ее плану. Однако, жизнь вносит свои коррективы, и детдомовской Наташе приходится узнать, что хэппи энд бывает не во всех сказках, что другие люди не читают мысли и не стремятся воплощать ее мечты в жизнь, и что за свое счастье приходится бороться как в прямом, так и в переносном смысле слова. В этом первом девичьем монологе солирует Дарья Ворохобко и делает это она мастерски, ее Наташа настолько неустроенная, колючая как ежик, но при этом чистая и мечтающая о счастье, что наблюдение за ее не самой благополучной жизнью заставляет сочувствовать ей и даже оправдывать грубость и жесткость.

Следующая история-монолог уже от другой Наташи. Вашей соседки, одноклассницы, тотальной отличницы, которая не может не быть идеальной. Она воплощает в жизнь мечты свои, мамины, учителей, тренеров по плаванию. Она делает все не просто правильно, а идеально. Все успевает, кроме, казалось бы самой малости: она не успевает жить и быть собой, все ее рассуждения и слова, будто хорошо заученный урок из учебника. Поэтому и на свою неблагополучную соседку она злится будто по учебнику, смешно хмуря брови, топая ножкой, но не в силах выразить реальные чувства. Эта Наташа тоже влюблена, ее мечта заключается в том, чтобы быть идеальной и получать за это от жизни все. Будто быть идеальной равняется быть счастливой. Она много думает и очень старается, но в общем и целом так и не понятно, готова ли она стать собой и просто жить свою жизнь, а не выигрывать ежедневно конкурс «мисс совершенство».

Монолог третьей Наташи короткий, эмоциональный и очень инфантильно-подкупающий своей непосредственностью. Она читает зрителям собственное письмо, адресованное Диме Билану, как воплощению чистой и наивной мечты о счастье и любви.

В финале спектакля все Наташи и зрители оказываются на концерте того самого Димы Билана и визжат от радости встречи с покорителем девичьих сердец. Спектакль заканчивается, а послевкусие от него длится еще долго, вызывая сдержанную улыбку на лицах зрителей всех возрастов и гендеров. Потому что какой бы глупой мечта ни казалась другим, для человека, кому она принадлежит – это смысл жизни, а наблюдать за исполнением мечты всегда сентиментально-грустно и восторженно-счастливо.

Билеты

Текст Карина Чаплинская

фото praktikatheatre