READING

Атмосферный «Дядюшкин сон» в театре «СФЕРА»...

Атмосферный «Дядюшкин сон» в театре «СФЕРА»

Театр «Сфера» закончил 2018 год на высокой ноте — премьерой по Достоевскому. «Дядюшкин сон» с удовольствием ставят в российских театрах и обычно эта пьеса становится бенефисом актеров, заслуженных артистов России, играющих главные роли — помещицы Марии Александровны, желающей выдать замуж за старого князя свою дочь, и, собственно, старика-князя. Постановка «Сферы» выдержана в классической манере и также опирается на главных персонажей, тем не менее уделяя должное внимание и ролям второго плана.

Недалеко от города Мордасова переворачивается карета со старым князем, который едет с визитом на святые места. Этим фактом не может не воспользоваться помещица Москалева, знавшая князя раньше и страдающая в губернском обществе от нехватки внимания и достойных собеседников. Возникшее как шутка предложение женить на князе приживалку Москалевой, хозяйка дома раскручивает на свой лад. Забыв о существующих договоренностях с молодым франтом-помещиком Мозгляковым, она хочет выдать замуж за князя свою дочь Зинаиду.

фото С. Чалый

Интриги, ревность и месть Мозглякова, благородство и возвышенность Зинаиды, предательство внутри дома, соперничество персон разного масштаба составляют эту пьесу. Текст и диалоги дают определенный простор для фантазии, однако, традиционно постановки «Дядюшкиного сна» — актёрские. В какой-то момент, ближе к концу, пьеса кажется затянутой, поэтому для актёров открываются безграничные возможности для филигранной игры, чтобы увлечь зрителя.

Александр Коршунов, режиссер-постановщик и художественный руководитель «Сферы» взялся за хорошо знакомый ему материал — Мозглякова он с успехом играл когда-то в Малом театре. Однако желание осмыслить текст на новый лад, находясь в рамках классической театральной традиции, дает о себе знать. Действие пьесы происходит в течение одного дня в доме Москалевых, и пространство «Сферы» как нельзя лучше дает эффект погружения в помещичий быт. Уютная гостиная с роялем для исполнения романсов, чайный столик, кресла, виды Мордасова за окном — быт ленивой помещичьей России XIX века окутывает зрителя и увлекает в свою архаичность. Вместе с актерами на сцене присутствуют музыканты — гитара и балалайка создают смесь народности и светскости, хотя, безусловно, обитатели Мордасова совсем не изысканы, а скорее гротескны и могли бы быть гоголевскими, настолько они трагикомичны.

Стоит сказать, что это не та постановка, в которой зрителя поразят режиссерскими ходами, авангардным прочтением классики или препарированием текста. Это классический образец уютного русского психологического театра, где за каждым персонажем скрывается своя история, которая будет ясна зрителю, даже в случае со второстепенными персонажами. Это нежное отношение к тексту Достоевского и проживание актерами своих маленьких и больших ролей.

фото С. Чалый

Конечно, действие буквально замешено на энергии и кураже Татьяны Филатовой, играющей Москалеву. Она держит публику и партнеров в постоянном напряжении, выдавая широкий диапазон актерской игры, рисуя свою пробивную и неунывающую героиню будто широкими мазками масляной краски. Екатерина Богданова и ее Зинаида, напротив, будто акварельная легкость с тонкими переливами и нежными полутонами в рисунке умного, хоть и юного персонажа. Но центром постановки Коршунова по его же словам становится Князь К., и этот персонаж действительно получается самым интересным и многослойным. Вначале гротескно-смешной, затем несколько глуповатый, а в итоге невероятно трогательный старик — одинокий, трагичный и комичный одновременно. Вадим Борисов создал персонажа цельного, но будто собранного из крошечных кусочков мозаики различных оттенков и глубины, и на эти переливы зритель смотрит в течении всех трех часов, не отводя глаз. Мозгляков в исполнении Даниила Толстых — персонаж гоголевский, довольно скользкий, но при этом совсем не однобокий, с продуманной мотивацией, историей и самыми кардинальными изменениями и резкими переменами. Его бросает «из огня да в полымя», но получается это логично и не нарочито, такому Мозглякову получается даже сопереживать, так как в его привязанность к Зинаиде зрителю охотно верится.

фото С. Чалый

Премьера в «Сфере» получилась симпатичной и по-домашнему уютной. Извечный сюжет и живые диалоги, несмотря на классическую костюмную постановку, делают постановку интересной и актуальной как для взрослого зрителя, привыкшего к академическому подходу, так и для молодого зрителя, только начинающего свой путь в театр.

Билеты

Текст KarinaCha