READING

Сказ о том, как советские женщины в загробный мир ...

Сказ о том, как советские женщины в загробный мир просить ходили. Спектакль Юрия Грымова «Матрёшки на округлости земли» в Театре «Модерн»

Спектакль «Матрёшки на округлости земли» Юрий Грымов поставил по одноименной пьесе. Интрига начинается уже с того, что зрителю неизвестен автор этой пьесы – в программке напротив имени автора значится NO NAME с припиской «Автор придерживается строгой анонимности». Это придает некую мистичность, таинственность спектаклю. Действительно, получается какой-то фольклор, где нет автора, а реальность и сказочность переплетаются между собой.

На самом же деле, автор вовсе и не прячется, а имя можно легко отыскать в Интернете. Её написала Екатерина Нарши – возможно, не такой востребованный драматург среди театральных режиссеров, но достойный кандидат, чтобы обратить внимание.

По словам самого Грымова: «Пьесу многие читали, даже восторгались, но никто не решался ее ставить, она очень  непростая. Но я выбрал «Матрёшек», потому что всегда делаю то, что мне нравится, что мне самому близко. По-другому просто не могу. Я никогда не гонюсь за мнением критиков. Меня радует то, что зал полон. А если зрители в зале плачут, за них надо просто молиться».

фото: А. Либков

Жанр постановки Грымов определяет как «лирическая комедия». И, действительно, получается смешно и грустно. Главные героини пьесы – три женщины, называющие себя «матрёшками», решают отправиться в загробный мир, чтобы вернуть своих любимых.

Первой на сцене появляется Матрёшка-кудапрёшка (Надежда Меньшова) – женщина, любящая растения (на телевизоре стоит одинокий горшок с цветком) и животных (по телевизору показывают передачу «В мире животных»). Мы узнаем, что её сын Славик погиб на войне, и теперь она желает отправиться на тот свет вместо него. Она убеждена, что отвезти прямо туда может Харон Харонян (Леонид Трегуб), водитель маршрутки «в один конец». Это ей подсказывает северный ветер и облака, к голосу которых она прислушивается. Метафора поклонения природе и имя водителя постепенно начинают связывать реальных героев с жителями Олимпа. Сюжет получается сказочно гротескным. Водитель Харон выступает здесь прототипом древнегреческого бога Харона, который в мифологии перевозит души умерших в подземный мир через реку Стикс. Две остальные героини – «матрёшки» просто решают составить компанию Матрёшке-кудапрёшке и отправляются в мир иной вместе с ней.

фото А. Либков

У второй Матрёшки, Матрёшки-космонавта (Лика Нифонтова), вроде бы всё выглядит более радужно, но за кажущейся простотой образа скрывается глубокая печаль за упущенные возможности и нереализованные желания. Её муж давно умер, а приёмного сына, к которому она успела привязаться, отобрала биологическая мать. Но Матрёшка не даёт себе повода унывать, на то она и космонавт. На эту роль Юрий Грымов пригласил чудесную Лику Нифонтову, актрису Театра «Сатирикон».

фото: А. Либков

У третьей Матрёшки, Матрёшки с музыкальным образованием (Мария Орлова), случилось горе – соседи отравили розового фламинго, которого она долгое время выхаживала после травмы крыла – с тех пор она бродит с ним на плечах, замкнулась в себе и повторяет лишь единственную фразу, лозунг Кубинской революции «Patria o muerte» (позже мы узнаем, что она из семьи эмигрантов).

Все три Матрешки не видят смысла оставаться при такой жизни и отправляются в немыслимое путешествие в царство Аида, чтобы попросить богов изменить этот несовершенный мир с постоянными войнами и конфликтами.

Сразу после попадания в загробный мир они встречают Гермеса (Александр Горелов) в белом стёганом пальто. Гермес выглядит удивительно харизматичным, предстает таким самовлюбленным итальянцем-модником с гордо поднятой головой. Он болеет за футбольный клуб «Ювентус» и носит кеды со стразами. Его заботит лишь гармония и покой в этом мире. Гермес выступает посредником между земными «матрёшками» и древнегреческими богами.

фото А. Либков

Зритель начинает наблюдать, как каждая из Матрёшек проявляет свой характер и борется за своё желание. Актёры играют ярко и с такой самоотдачей, что начинаешь верить в невозможное. Именно искренность земных «матрёшек» с их земными потребностями любить и заботиться заставляют богов изменить ход событий: Матрёшка-кудапрёшка меняется местами с сыном; Матрёшке-космонавту боги дают возможность пообщаться с мужем и уже взрослым приёмным сыном; превращают розового фламинго в институтскую любовь Матрёшки с музыкальным образованием, и мы наблюдаем за героями, словно за Орфеем и Эвридикой. Перед зрителем разворачивается трогательная, смешная, полная нежности история трех Матрешек – отважных, гордых и готовых пойти на всё ради Любви.

Автор не зря называет своих героинь Матрёшками. Эта история могла бы произойти только с русскими женщинами, такими же загадочными и в то же время по-детски непосредственными, как и сама игрушка-матрёшка. Матрёшка олицетворяет русскую душу, русских женщин. Да, и к тому же, матрёшка хранит информацию об энергетическом строении и устройстве нас самих и нашего мира…Здесь есть, над чем подумать.

Декораций в спектакле минимум – земную жизнь представляют атрибуты советского быта – телевизор, табуретки и ковер. Для воссоздания загробного мира стоит лодка и лежит груда камней. Камни то поднимаются, то опускаются, будто ты листаешь книжку с объёмными иллюстрациями.

Интересно отметить, что спектакль выстроен циклически. Он начинается и заканчивается одной и той же сценой с единственной разницей в том, что в первой сцене мать искала сына, а в последней сцене уже сын ищет мать. Над домом кружат журавли, словно из заставки к передаче «В мире животных». Финальная фраза улетает куда-то в зал: «Женщины! Боги на вашей стороне! Если жить с верой в невозможное». Очень важная и нужная для всех фраза.

Информация о билетах

Текст Светлана Ковалева