READING

«Очарованный странник» на Симоновской сцене Театра...

«Очарованный странник» на Симоновской сцене Театра Вахтангова

Зал «Амфитеатр» Симоновской сцены Театра Вахтангова принимает очередную премьеру, на этот раз работу режиссера Натальи Ковалевой «Очарованный странник» по одноименной повести Николая Лескова.
Лесков (нечастый гость на театральной сцене) по признанию режиссера — один из ее любимых авторов, к которому она не раз обращалась в работе со студентами и вот теперь представила историю странника Ивана Флягина в новом сценическом пространстве Театра Вахтангова.

Это не первая работа режиссера в этом театре. В прошлом сезоне зрителям запомнился ее спектакль по пьесе польского драматурга Тадеуша Слободзянека «Наш класс», поставленный на Новой сцене и отмеченный Театральной премией «Московского комсомольца» в номинации «Лучший актерский ансамбль». Из этого блистательного ансамбля режиссер позвала в свой новый спектакль несколько студентов Первой Вахтанговской студии — Полину Кузьминскую, Владимира Логвинова, Владимира Шульева, Юрия Поляка. Они появляются на сцене в разных ролях, словно перелистывая страницы воспоминаний главного героя спектакля в исполнении Заслуженного артиста России Игоря Карташева.

Сценическое пространство зала пересекает широкая река — арьерсцена представляет собой зеркальный пол с отражающимся в нем грубыми кирпичом стен, у самых ног зрителей первого ряда — тоже полоска воды, в которую по ходу действия смотрятся герои спектакля, пытаясь разглядеть то самих себя, то свое ускользающее прошлое, то свое туманное будущее. А посреди всего этого — грубый дощатый настил и мостки с шаткими перилами, где и проходят перед зрителем калейдоскопом воспоминания Ивана: люди, встреченные им на жизненном пути и оставившие в ней неизгладимый след, участники роковых событий его жизни.

фото: Катерина Большакова

Отдельный герой спектакля — музыка неизменного «соавтора» Римаса Туминаса, Фаустаса Латенаса. Она словно вплетена в канву повествования, аккуратным стежком сплетая воедино сюжетные линии и их героев. Вот перед нами детство Ивана, вот его первая потеря, его юность, проведенная среди чужеземцев в тоске по родной земле, вот слепое служение беспринципному князю, вот загубленная невинная душа, вот отчаянный подвиг в надежде обрести в смерти долгожданное спасение..

Актеры то внезапно появляются перед нами, то исчезают, как они появляются и исчезают из жизни рассказчика, и только главный герой ни разу не скрывается от нашего взгляда. Сценическое решение — река вспоминаний, жизненный путь, полный роковых встреч и ошибок, потерь и расставаний, побед и поражений в борьбе с искушениями, от неизменного, вечного движения которого главному герою, в отличие от призраков его прошлого, одному никуда не деться.

Это спектакль о родине, о судьбе, о человеческом пути, о самом человеке и его выборе.. Раз за разом жизнь дает герою шанс сделать выбор, предначертанный ему судьбой, проявить не молодецкую удаль, а милосердие, смирить свои низменные страсти, спасти чью-то заблудшую душу. Выбор, который он не делал то от упрямства, то от раболепия, то по простоте души, плывя по течению случайных событий. Но пророчество монаха (яркий образ которого создал Олег Лопухов), убитого еще юным главным героем и теперь сопровождающего его по жизни совсем не немым укором, сбывается на наших глазах в каледойскопе жизненных трагедий, которые неотвратимо ведут к предначертанному ошибкой молодости финалу.

Информация о билетах: http://www.vakhtangov.ru/shows/ocharovannyiy_strannik