Место встречи — Гоголь-центр

Гоголь-центр для современной публики — это не просто модный театр. Это площадка для лекций, кинопоказов и различных междисциплинарных фестивалей. Это место, где можно выпить кофе, встретиться с друзьями и
продемонстрировать свой самый стильный наряд. Но что бы ни говорили и ни думали о бывшем театре имени Гоголя в Москве, это не просто место для модной тусовки, а все ещё точка пересечения удивительных творческих единиц, которых так смело собрал под своим крылом Кирилл Серебренников, и которые, с ним во главе, создают иногда скандальные, иногда сложные для понимания, но всегда интересные, смелые и стоящие театральные работы. Представляю вашему вниманию исключительно субъективный срез спектаклей Гоголь-центра, который, на взгляд автора, стоит увидеть всем, кто считает себя ценителем современного театра.

1. Машина Мюллер. Режиссёр Кирилл Серебренников.

фото: gogolcenter.com

Сложный, местами непонятный, многослойный и многосмысленный спектакль. Спектакль завораживающе красивый. Действующий как гипноз. Страшный текст Хайнера Мюллера на фоне красивых молодых тел, элегантной Сати Спиваковой и невероятно органичного на сцене Константина Богомолова. Это сложная и спорная работа Кирилла Серебренникова, но определённо знаковое событие как на сцене Гоголь-центра, так и в московской театральной жизни. Это нужно видеть, если вы готовы увидеть на сцене обнаженные тела. Тем более, что через пять минут зрители совершенно забывают, что молодые люди раздеты, настолько это начинает казаться нормой.

2. Кому на Руси жить хорошо. Режиссёр Кирилл Серебренников.
Безусловный хит Гоголь-центра. Спектакль-фарс, спектакль-феерия. Песни, интерактив со зрителем, номера на грани фола, на сцене весь цвет ГЦ, выпускники Седьмой студии и не только. Все это, как ни удивительно, не задевает текст Некрасова, который звучит так же актуально и в практически современных реалиях. Евгения Добровольская здесь так невероятно хороша, что смело могу порекомендовать спектакль к просмотру хотя бы ради неё.
Идёт четыре часа, но в награду могут напоить водкой. В реальности длительности не замечаешь, так легко бежит на этом спектакле время.

3. Ахматова. Поэма без героя. Спектакль Аллы Демидовой и Кирилла Серебренникова.
Самая прямолинейная и классическая вещь из проекта «Звезда». Моноспектакль Аллы Демидовой, ради одного этого уже стоит идти в Гоголь-центр. Ее невероятная харизма завораживает. Демидова будто прожила не меньше самой Ахматовой, столько боли, силы и несломленности идёт от неё со сцены. Россия меняется, ломает спины и судьбы, перемалывает ни в чем не повинных людей, и все это предстаёт в обрамлении легких штрихов танца, элегантной музыки, но главное — голоса Демидовой. Она царица этой сцены и спектакля целиком. Самая что ни на есть Ахматова, без театральности, игры и фальши.

4. Обыкновенная история. Режиссёр Кирилл Серебренников.

фото: gogolcenter.com

Яркий и спорный в своё время и несколько забытый сейчас роман Гончарова, перенесённый в современные реалии и от этого не только не проигравший, но, кажется, даже выигравший. Настолько уместно звучит сейчас история о юном провинциальном романтике, приехавшем в большой город и постигающем его уроки. Как бы ни был хорош Филипп Авдеев в роли Саши Адуева, но блистает в этой постановке Алексей Агранович в роли его дяди, который легко объясняет, почему иной судьбы у племянника быть просто не может. Немного грустная история о том, что человека лепят обстоятельства, даже если он отчаянно борется с ними.

5. Кафка. Режиссёр Кирилл Серебренников.
Спектакль, раскрывающий не столько смысл текстов Франца Кафки, сколько его самого. Его безумие отразилось в его работах и предрекло безумие века двадцатого и двадцать первого, а сам он был очаровательным, скромным и несчастным молодым человеком, который завещал все свои работы сжечь. Образ писателя, созданный Семёном Штейнбергом, вышел несчастным и трагичным, особенно на фоне образа своего душеприказчика Отто Пика, блестяще сыгранный американцем Одином Байроном. Если вы любите Кафку — вам просто не может не понравиться. Если не понимаете его творчества — быть может, именно этот спектакль поможет вам постичь тайну его сложного и признанного только после его смерти гения.

6. Мертвые души. Режиссёр Кирилл Серебренников.
Спектакль, непростой по структуре и фактуре, абсурдный по своему содержанию — словом, все как у Николая Васильевича Гоголя. Помещики превращаются в своих крепостных, образы и актёры перемешиваются намеренно, и от этого ещё нагляднее тот градус бреда, который Гоголь в своё время не выдумал, а скорее просто приукрасил для наглядности. Обман наслаивается на обман, в итоге облапошены все, и никого не жаль. Команда спектакля обращается с текстом Гоголя смело, но ни минуты не передергивает и только подчеркивает, как почти ничего не изменилось в России. Удивительный саундтрек, написанный специально для спектакля Александром Маноцковым, заслуживает особого внимания. Актерские работы под конец превращаются в снежный ком, отчего следить за ними ещё интереснее.

7. (М)ученик. Режиссёр Кирилл Серебренников.
Нашумевшая работа Серебренникова о школе как срезе современного общества. Нелепая смесь институтов семьи, школы и церкви. Крайность, которая страшна тем, что слишком похожа на среднестатистическую правду. В главной роли — бесподобный, пластичный, тонкий Никита Кукушкин. В остальном — все тот же блестящий состав, что и в завоевавшем любовь европейского зрителя фильме. Спектакль об отдельно взятом учебном заведении, но на самом деле о каждой семье, о каждом городе, о каждом отдельно взятом человеке, который каждый день как героиня Виктории Исаковой тщетно борется со своими ветряными мельницами.

8. Пастернак. Сестра моя жизнь. Режиссёр Максим Диденко.

фото: gogolcenter.com

Как и любая работа Максима, этот спектакль — работа отчасти междисциплинарная. Пластичный театр, балет и пантомима, «интеллектуальный цирк», от которого нельзя оторвать глаз. Пастернаки разного возраста, времена года как времена жизни поэта, то молодого и дерзкого, то почти сломленного и утомленного. Удивительная музыкальная работа Ивана Кушнира, мощнейший образ Пастернака от Вениамина Смехова, такой легко узнаваемый почти Гамлет от Риналя Мухаметова. Слои спектакля разматываются не с первого раза, как и сам Пастернак и отношение к нему общества. Но от этого становится ещё интереснее.

9. Хармс. Мыр. Режиссёр Максим Диденко.
Если вы хоть раз читали Даниила Хармса. Если вы смотрели хоть один спектакль Диденко. Если вы делали и то, и другое, то вы готовы. Если вам нравится хотя бы одна составляющая этой постановки, то этот спектакль для вас. Сложный, пугающий, нелепый, смешной, смешавший в себе сразу несколько жанров мир спектакля все равно вряд ли до конца сможет приблизиться по сложности и нелепости к текстам литературной основы. Это не спектакль, это целая вселенная, созданная командой спектакля будто в соавторстве с самим Хармсом, который, уверена, нашёл бы постановку очень созвучной своим текстам.

10. Мандельштам. Век-волкодав. Режиссёр Антон Адасинский.
Ещё один спектакль из цикла «Звезда», посвящённый одному из самых трагичных и значимых поэтов двадцатого века. Осип Мандельштам прожил короткую и яркую творческую жизнь, такую же изломанную, как многие его стихи. А спектакль вышел таким же парадоксальным и неординарным, как все творчество Адасинского. Наложившись друг на друга, эти два пласта создали уникальный сплав театра, пластики, музыки, физического театра, который иногда телом даёт больше, чем словами. Но тут и слова бьют без промаха. Образ поэта перемешивается с образами его творчества, а щеглы поют то светлую, то пронзительную поминальную песню. В главной роли Чулпан Хаматова, читающая текст Мандельштама так отчаянно и больно, что этот спектакль стоит посмотреть хотя бы ради неё.

Информация о билетах: http://gogolcenter.com/booking

Вам также понравится: