READING

«Сто лет одиночества» Студенты IV курса масте...

«Сто лет одиночества» Студенты IV курса мастерской С. Женовача

Катя-Большакова-Свободные-Бабочки
Катя Большакова
коренная москвичка, юрист, переводчик, танцует фламенко, любит оперу и нестандартный подход театральных режиссеров к классической драме

Я тертый театральный калач, и постановки по любимым произведениям (тем более мировым шедеврам) воспринимаю скорее скептически (и такое отношение они чаще всего оправдывают). Но сегодня я вышла в дикую метель из учебного театра ГИТИС после 4 часов абсолютного визуального, эмоционального и интеллектуального удовольствия и мне даже не к чему придраться! Друзья, театралы, поклонники Маркеса и вообще случайные прохожие! Если вы думаете, что студенты не в состоянии выдать что-то цельное, что это не стоит времени, что “Сто лет одиночества” поставить на сцене невозможно – все в ГИТИС на одноименный спектакль выпускного курса Сергея Женовача!

В зале сегодня сидели на полу, на окнах, друг на друге (и кому-то по-моему посчастливилось сидеть почти на коленях живой легенды российской сцены) и на поклонах встали как один – часто такое на студспектаклях? Думаю, не очень.

“Сто лет одиночества” Маркеса – редкий гость на театральных подмостках. И тем не менее спектакль женовачей не был моим первым опытом – еще на первых курсах института я видела где-то попытку перенести этот многоголосый, перенасыщенный героями, событиями, родственными связями и страстями сюжет в каком-то заштатном театре, название которого моя память не сохранила, зато я помню, что начинался он с фразы про полковника Аурелиано Буэндиа, стоящего у стены в ожидании расстрела. Что интересно – спектакль женовачей начинается с этой же фразы, а вот дальше все совсем иначе, и так ладно, стройно, красиво, глубоко и искренне, что заставит умолкнуть любого скептика, сомневающегося в возможности донести все это до зрителя да еще и стараниями студентов.

И тем не менее – срослось, спасибо  режиссеру Егору Перегудову. Он и его актеры пошли по, наверное, единственно правильному пути – отказавшись от перенасыщения деталями, героями и бедами семьи Буэндиа, они сосредоточились на основных действующих лицах и событиях, да так ловко уложили их в линейное повествование, что любо дорого посмотреть, и даже книга вспоминается сразу (ну, она у меня в Топ-5, поэтому не обессудьте, я не объективна).

Замечательные ребята (абсолютно разные (внимание, уважаемое Щукинское училище!), талантливые и живые) буквально из своего сердца выплеснули в зал (простите, у меня нет других слов) истории любви, страсти, ненависти, боли героев одного из самых гениальных и сложных для восприятия произведений литературы, и тут не было ни одного мертвого, лишнего, хромающего в рамках сюжета персонажа.  

Отдельное браво режиссеру Егору Перегудову – за смелость подступиться к такому сложному материалу, за то, что доверил его молодым ребятам, и за художественные решения, некоторые из которых, возможно, для меня войдут в категорию “а вот как надо делать” (и отдельное спасибо, за то, что не было ни одного момента для меня из категории “а вот так делать не надо”).

Чтобы не источать тут бесконечный елей, вот вам капелька дегтя – не хватило мне в спектакле тех вязких, интимно и безапелляционно проникающих внутрь, переполняющих книгу страсти, похоти, животного наслаждения, которые послужили и основанию Макондо и его безвозвратному уничтожению. Можно ли перенести такое на сцену? И вина ли тут ребят? Не под силу такое слишком юным и, кстати, жителям наших широт тоже не под силам. Как говорит моя преподаватель фламенко – мы даже боль и страсть фламенко выходим танцевать в древнерусской тоске.

Нам показали лишь часть произведения, но если, дорогие женовачи, вы решитесь ставить последнюю часть (мою самую любимую, к слову), то я готова все это смотреть и 6 часов, и сидя на полу. Тем более, что ГИТИС оказался весьма гостеприимным и открытым местом.

Катя-Карбач-Свободные-Бабочки
Катя Карабач
Утром – HR, вечером – театрал. Говорит и пишет о театральных впечатлениях 24/7. Путешествует по России и миру с фотоаппаратом

Нечасто после посещения студенческого спектакля сразу хочется снова повторить просмотр. Со спектаклем «Сто лет одиночества» в мастерской Женовача в ГИТИСе именно так.

Спектакль начался с приветственных слов Сергея Васильевича и с информации о том, что спектакль идет 4 часа, но это не окончательная версия – туда планируют добавить еще финальную часть романа. Спектакль рискует превратиться в 5-ти часовой (почти как некоторые постановки Ю.Н. Бутусова), и я уверена, что даже этого времени окажется мало и не захочется уходить!

Спектакль очень стройный и очень логичный. Рассказать зрителям, по сути, семейную сагу не так-то просто. Те, кто читал роман, знают, какое там огромное количество персонажей (многие из которых еще и зовутся одинаково). Мне понравился ход режиссера, когда каждый из героев представляется и становится ясно, кто перед нами и в каком родстве он с другими. После спектакля ни один зритель не вышел со словами «я запутался в действующих лицах».

Когда читала роман (а было это точно больше 15 лет назад), то совершенно не запомнила ничего в нем комического. Более того, он мне казался сюрреалистическим и депрессивным. Режиссер Егор Перегудов вытащил из книги второй план, сделал произведение еще более живым и объемным, отдельные сцены наполнил юмором и иронией. Я не поленилась и открыла книгу. В ней почти нет диалогов. А спектакль предполагает общение героев. И здесь диалоги написаны заново, звучат они очень ярко и убедительно.

В спектакле есть все: любовь и ненависть, сумасшествие и одиночество, страсть и весьма эротичные сцены. Но все вместе – это такое прекрасное действо, от которого невозможно оторвать взгляд. А последние 10 минут спектакля такие необычные и пронзительные, что мурашки по коже…

Что касается актеров, могу сказать, что у них 20% – это безусловный талант и 80% – это потрясающая работоспособность. Любопытства ради зашла к ним на странички в Instagram – люди, совершенно не занимаются самолюбованием и вкалывают по 24 часа в сутки даже в период студенчества, настолько трудолюбивы, что фотографии загружают очень и очень редко.

Мне нравится, что у С. Женовача нет рамок и шаблонов для студентов. Все уникальны, нет единого стандарта красоты. И при этом каждый из студентов очень хорошо запоминается. За 4 часа (а спектакль идет, между прочим, с двумя антрактами) все выкладываются на 100%. И просто невозможно было не вскочить с мест, чтобы поаплодировать им стоя!

Всего у женовачей в этом году пока заявлено 4 спектакля. И мой искренний совет – скорее идите смотреть на новых звезд!

 


RELATED POST