READING

«Царь Эдип» Театр им. Вахтангова...

«Царь Эдип» Театр им. Вахтангова

Катя-Большакова-царь-эдип
Катя Большакова
коренная москвичка, юрист, переводчик, танцует фламенко, любит оперу и нестандартный подход театральных режиссеров к классической драме

Премьеру «Царь Эдип» в Театре Вахтангова ждали не только поклонники Римаса Туминаса – в зале сидела добрая половина труппы театра и невероятное количество приглашенного бомонда. Это понятно – в день премьеры театру исполнялось 95 лет. Материал для юбилейной премьеры был выбран сложный – много ли среди нас поклонников греческой мифологии как таковой, да еще и с учетом специфики стихосложения и общей пафосности?  К счастью, все это для зрителя постановки Римаса Туминаса не составило проблемы ибо форма подачи была подобрана верно – это симбиоз древнегреческого (все таки язык и отсылки к богам Олимпа из песни не выкинешь) с крайне удачными по стилистике постановочными, современными решениями (а ведь если подумать, это же не просто всем известный сюжет, но и по сути отличный психологический триллер – преступление, расследование, подозрение, улики, свидетели, раскрытие и наказание).

Сценические приемы худрука Вахтанговского я люблю и и поэтому долго не могла понять, почему именно тут не срослось. При общей доступности сюжета, и при неплохих и местами просто прекрасных актерских работах ( Эдипу-Добронравову нужно еще некоторое время разыграться, месяца через 3 после премьеры он будет сбивать зал с ног (как он делает в Беге, где его Хлудов взлетел на такой уровень, что играть сейчас “низами” Виктору (уверена, будущему абсолютному премьеру Вахтангова) уже как-то некомильфо), мне не хватило того, на что я раньше не обращала внимания. Не обращала, потому что у Туминаса этого было с лихвой – размеренной поступательности сюжета, его ненавязчивого, без стремительности и скороговорки развития, когда образы, режиссерские находки, музыка, внезапно разрывающая трагическую тишину момента, уходят с тобой домой и потом еще долго вспоминаются после.

Быстро, скомкано, с напором, который, как мне кажется, может сыграть дурную шутку с русским зрителем древнегреческой трагедии, рассказанной сложным, непривычным нам ритмом. Тут было все – и борьба с судьбой, и неотвратимость рока, и человек лицом к лицу с собственным грехом и его достоинство в принятии кары за этот грех – но все такой скороговоркой, что не почувствовала я (и кстати те мои соратники по театральному увлечению, кто уже успел посмотреть премьеру) того кома в горле, не было у меня тех слез и дрожи, о которых сейчас так много пишут в отзывах в сети (там прямо рев, стенания и стенокардия от восторга).

Слава Богу, сердце “подгоняли” прекрасные греческие актеры,  подарившие нам возможность насладиться своим пением и услышать греческий язык,  абсолютно гениальные декорации, в конце обеспечивающие необходимый данной истории катарсис, и поставившие громкую точку, которую так мастерски умеет ставить Туминас (и которая до сих пор не дается толком многим нынешним режиссерам). Это было динамично, красиво, в этом есть все фирменные приемы Туминаса, но не все “легло” мне на душу, увы, и конец спектакля в разы сильнее начала.  

Мое мнение – надо идти всем, это событие, которое несомненно значимо и для самого театра и для театральной жизни столицы (а какой поток зеленой зависти постановка вызвала у некоторых коллег, присутствовавших в зале – просто тема для отдельного обсуждения нашего дамского туатрального кружка). И кто знает, может вам этот спектакль обеспечит ту самую встряску которую я так и не получила..

Катя-Карбач-Свободные-Бабочки
Катя Карабач
Утром – HR, вечером – театрал. Говорит и пишет о театральных впечатлениях 24/7. Путешествует по России и миру с фотоаппаратом

«Царь Эдип» в театре Вахтангова – спектакль, приуроченный к 95 дню рождения театра и, одновременно, вышедший очень правильно и точно – в год Греции в России. Пожалуй, этот последний аргумент для меня был ключевым в ответе на вопрос – «Почему вдруг Греция в морозной Москве?».

Честно признаться, в другой театр на подобный спектакль я бы не пошла. Но Римас Туминас – режиссер, который умеет распоряжаться временем и пространством, интересно работает с текстом и вообще личность харизматичная, не мог не привлечь моего внимания.

Найти ответ, почему режиссер выбрал именно этот текст для постановки, можно в его многочисленных интервью. Но на мой взгляд, здесь еще есть вполне логичная причина – греческий сюжет на все времена (спасибо дедушке Фрейду за термин «Эдипов комплекс»), который поймет каждый, кто даже не читал никогда текст Софокла.

Мы все хотим иногда послушать сказки. Пусть это будут сказки для взрослых: с головоломками, страстями, далеко не романтическим финалом, когда посмотрел и сказал: «Спасибо, что в жизни все не так». «Царь Эдип» – это тоже сказка. Про надвигающийся в прямом смысле слова Рок, про тайны и пророчества. Сказка, рассказанная сложным слогом, но доступная для восприятия. Сказка, которая могла бы остаться там, где все мифы Древней Греции, но имеет свое продолжение и отголосок в наше время (посмотрите любое ток-шоу про семейные «скелеты в шкафу» и где-нибудь точно встретите современного Эдипа).

Для меня было приятно и удивительно в этом спектакле – греческий мужской хор (потрясающее многоголосье)! Они добавляют колорит всей постановке. На сцене греческого амфитеатра летом они звучали, наверное, еще интересней. Отдельно хочу отметить Виктора Добронравова, который умеет меняться и перевоплощаться от роли к роли и в рамках одного спектакля, Валерия Ушакова (которого вообще трудно узнать, если бы не его голос) и Артура Иванова (чей текст из 5 предложений звучит, как большая роль).

Вроде бы в спектакле есть все – и сюжет, и игра, и красивое сценическое пространство. Но не было вскрика «Ах!» А он должен был быть! Потому что сюжет, хоть и не современный, но драматический и требующий сопереживания. Наверное, эмоцию «Ах!» испытал первый ряд партера, на который в финале катился Рок Судьбы в виде огромной трубы.

Я думаю, что через 10-15 спектаклей взаимодействие актеров на сцене будет сильнее и игра будет более стройной (хотя 2 персонажа, которые вызвали у меня недоумение, Иокаста и Креонт, вряд ли изменятся – их Римас увидел именно такими).

Идти на спектакль или нет – решать каждому самому. Здесь любой может найти что-то свое (как, впрочем, и во всех спектаклях). Выходя из зала, я услышала ремарку одного очень известного и любимого мою актера старшего поколения: «Ну, хорошо. Пусть будет и такой спектакль».

 


RELATED POST