READING

«Русалка» в МАМТ, или месть подаётся промокшей...

«Русалка» в МАМТ, или месть подаётся промокшей

Минувший оперный сезон в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко был заявлен русским. Театр представил три премьеры на музыку отечественных композиторов. А завершила это патриотическое шествие «Русалка» Александра Даргомыжского. Давно сложившийся тандем — Александр Титель, режиссёр и художественный руководитель оперы, и Владимир Арефьев, главный художник театра, — создали гармоничный и целостный спектакль, не выйдя за рамки классической постановки, но и не сумев преподнести её нескучно.

Выбирая наполнение для русского оперного сезона, пожалуй, сложно было обойти вниманием «Русалку» Даргомыжского. Тут и славянские мотивы в музыке, родные и потому понятные персонажи, бытовая драма и стихийный размах. Да ещё и неоконченная драма «нашего всего» в основе. А 225-летний юбилей Александра Сергеевича лишь подкрепил выбор.

фото Сергея Родионова

Композитор не только сам написал либретто, но и закончил незавершённую Пушкиным историю. Так и получилась опера, наполненная драматизмом и социально-бытовой остротой, и, конечно, с трагичным сюжетом. Знатный и богатый должен закончить милые сердцу, и не только, встречи с дочерью мельника и жениться на равной себе. И даже беременность соблазненной им девушки не отменила принятое решение. Так же, как и не остановила Наташу от того, чтобы броситься в воду после предательства любимого. И вот живёт она под водой русалкой с дочерью-русалочкой, не забыв Князя, и мечтает заманить его в свои речные хоромы. Он же с грустью вспоминает возлюбленную своей молодости, а брак с равной и достойной совсем не в радость. И как мысли неустанно затягивают в прошлое, так и русалка с дочерью заманивают его в речные глубины в финале этой невесёлой истории.

Зритель же в водную стихию погружается сразу. И дело не только в перекомпоновке сюжета и музыки — сцена, в которой Наташа-русалка уже под водами Днепра говорит с дочерью об отце, из IV действия перенесена в самое начало, превратив тем самым всё происходящее далее в воспоминания героини. Владимир Арефьев — отвечавший за весь визуал кроме света (над ним работал Дамир Исмагилов) — окрасил и сам спектакль, и костюмы артистов в монохромные серо-болотистые оттенки, не сделав исключения даже для свадьбы Князя и Княгини. А потому этот мрачный призрачный мир окутывает зрителя с первых мгновений, затягивает на дно и не даёт продохнуть до самого конца, когда тело Князя извлекут из хладнокровных вод Днепра.

фото Сергея Родионова

Сценография лаконична не только в цветах, но и в декорациях: пространство максимально свободно для людей, их страстей и тёмных вод реки, мерцающей на заднике в виде невероятно реалистичной видеоинсталляции. И лишь масштабный деревянный помост, на котором и происходит всё действие, да столы, буквально в танце появляющиеся на сцене перед свадьбой, занимают не только сцену, но и внимание зрителя. Всё прочее — лишь полутона и намёки на обстановку, атмосферу, да и саму жизнь.

Оставаясь верным собственной труппе, для премьеры Александр Титель собрал отменный каст. И с точки зрения звучания, и с оглядкой на актерское проживание партий. Мельник Дмитрия Ульянова пугающе хорош, особенно в дуэте с Князем. А его сцене сумасшествия, в которой он мнит себя Вороном, позавидуют многие Жизели. И в целом Мельник Ульянова получился не просто многогранным — от насмешливого и расчётливого до трагичного и сломленного, — а выдающимся.

Елена Гусева в партии Наташи играла не только эмоционально, но и вокально. Тембр её голоса окрашивался в разные тона и покорялся эмоциям и бушующим в героине страстям: от плотного и сильного, пока Наташа уверена в чувствах своего избранника, до искрящегося своей тонкостью в воспоминаниях о прошедшей любви. Владимир Дмитрук (Князь) покорил и своим тенором, и харизмой. А Екатерина Лукаш (Княгиня) в очередной раз доказала, что маленьких ролей не бывает.

Спектакль максимально гармоничен. Серо-размеренный визуальный ритм сценографического решения и костюмов уравновешивает бурная и эмоциональная музыка Даргомыжского. Маэстро Тимур Зангиев и оркестр театра музыкальные страсти обыграли умело и чётко и доказали, что музыка — в опере в целом, и в «Русалке» в частности — главное.

фото Сергея Родионова

Постановщики сделали всех героев абсолютно реальными. Даже очевидные представители иного мира в опере остались людьми — русалки хвастаются не хвостами, а платьями в пол. И это решение максимально приблизило происходящее на сцене к зрителю, добавив достоверности, а значит и сочувствия.

В своей «Русалке» Александр Титель основное внимание уделил двум аспектам — психологизму и воздаянию всем по делам их. За первое отвечало кардинальное изменение всех главных героев и их характеров по ходу действия, за второе — желание возмездия и его свершение. Князь прыгнул в воду, держа за руку бывшую возлюбленную и их дочь. И можно было бы подумать, что в подводном мире семья объединится и встретит своё счастье. Но нет, тело Князя возвращено земле. Но скажем так, нас предупреждали — спектакль ведь и начался с жажды отмщения. Свершилось.

Билеты

Текст Юлия Фокина


COMMENTS ARE OFF THIS POST