Новая Опера в конце сезона 2023-2024 представила музыкально-красочный спектакль «Почтальон из Лонжюмо» Адольфа Адана. С успехом обратившись к этому произведению год назад и ограничившись тогда лишь концертным исполнением, театр решил не останавливаться и добавить искр не только в звучание, но и в визуальную составляющую, выпустив полноценный спектакль.
Адольф Адан написал «Почтальона из Лонжюмо» — мировая премьера состоялась в 1836 году в Опера-Комик — на либретто Адольфа де Лёвена и Леона Леви Брюнсвика в жанре комической оперы, с которым композитор в те времена в первую очередь и ассоциировался. Пусть сейчас у большинства возникают скорее балетные параллели с именем Адана, «Почтальона из Лонжюмо» — одно из популярнейших произведений в его творчестве, много раз находившее воплощение на театральной сцене европейских театров. В России опера тоже исполнялась, но в XXI веке почти не звучала.
Сюжет, как и велит жанр, не очень достоверен и убедителен. Сразу же после свадьбы с красавицей Мадлен почтальон Шаплу получает заманчивое предложение переехать в Париж — ведь о таком таланте мечтает любая оперная сцена. Наш герой мгновенно забывает о молодой супруге и даже не узнаёт её спустя десять лет, когда он уже известный певец Сен-Фар, а она вдруг разбогатевшая — поклон и вечный покой тётушке — мадам де Латур. Но женское сердце не обманешь. Бывшая Мадлен узнала ненадёжного супруга и решила его немного проучить. А дальше — новое чувство, повторный брак и непременный хеппи-энд.
Идею, обретшую первое воплощение год назад, Евгений Писарев — режиссёр-постановщик спектакля и художественный руководитель Театра имени А. С. Пушкина, имеющий большой опыт в оперном жанре в целом и в комедийной опере в частности — развил и усилил. Свойственные французской комической опере разговорные диалоги в концертной версии заменили русскоязычные иронично-стихотворные комментарии, написанные драматургом Сергеем Плотовым. В спектакль же режиссёр ввёл двух конферансье (в искромётном исполнении гостей из драматического театра Сергея Епишева и Олега Савцова), пикирующихся друг с другом остротами, сопровождающими не только всё действие, но даже и звонки перед началом и после антракта. И это добавило красочных искр в атмосферу лёгкости, бесконечной иронии и игры, которую и должен создавать этот оперный жанр. Получившийся «театр в театре» очень умело сгладил некоторые нелепые сюжетные повороты, присущие «Почтальону из Лонжюмо» и в целом неизбежные для этого вида искусства. Режиссёр и не пытался убедить зрителя в достоверности происходящего на сцене. Как, впрочем, и композитор, добавивший в музыку водевильные оттенки. Писарев лишь подчеркнул нереальность действия, тем самым сделав его правдоподобным в своей театральности и по-настоящему смешным для современного зрителя.
Сценография, созданная художником Зиновием Марголиным — настоящим гуру музыкального театра, пятикратным обладателем премии «Золотая Маска» и частым соратником Евгения Писарева — подчеркнул лёгкий и несерьёзный жанр происходящего. Главный элемент декораций — почтовые открытки, которые то становятся статичным фоном словно гравюры, то ярко и игриво посматривают из огромных конвертов, свисающих над сценой. Такое решение и кивок первой профессии главного героя, и намёк на любовные сообщения, которые часто добавляют интригу и развивают оперные сюжеты.
Манерность, броские жесты и некоторая наигранность — отсылки к комедии дель арте, итальянскому площадному театру, вдруг оказавшемуся на оперной сцене. В этом же стиле, поддерживая антураж, гармонию и равновесие, выдержаны и нарочито театральные костюмы авторства Ольги Шаишмелашвили.
Эстетически «Почтальон из Лонжюмо» близок постановке оперы «Севильский цирюльник», в 2018 году созданной трио Писарев – Марголин – Шаишмелашвили в Большом театре. Там тоже «театр в театре», стилистически похожие костюмы, манерность артистов и даже «шахматный» чёрно-белый пол. Но данная параллель не воспринимается цитированием авторами самих себя. Скорее они развивают приёмы, опробованные шесть лет назад в итальянской опере-буффа, и усиливают их во французской комической опере.
Дирижёр Клеман Нонсьё с французским шиком провёл оркестр через все музыкальные шутейные волны, а исполнители были верны и своим типажам, и вокальным задачам. «Почтальон из Лонжюмо» щедр на характерные партии. Дмитрию Орлову (кузнец Бижу) и Антону Бочкарёву (маркиз де Корси) достались максимально игровые роли, которые они раскрыли и актёрски, активно поддерживая комическую составляющую спектакля, и вокально.
Что же до главных героев, то Ярослав Абаимов и Мария Буйносова по воле Адана и Писарева были порой единственными серьёзными на сцене (любовь всё же), что в остальное время не лишило их игривости и необходимой живости. Вокальный материал, с которым они уже работали год назад, прозвучал ещё более уверенно.
В сентябре театр повторит свою летную премьеру. И «Почтальон из Лонжюмо», пожалуй, один из самых правильных вариантов, чтобы начать сезон в игривом настроение. Кто знает, что он принесёт. И много ли будет поводов, чтобы выйти из театра с улыбкой.
Текст Юлия Фокина
COMMENTS ARE OFF THIS POST