READING

Все о моих женщинах. Как на сцене РАМТа разложили ...

Все о моих женщинах. Как на сцене РАМТа разложили на многоголосье роман Марины Степновой «Женщины Лазаря»

На Большую сцену РАМТа снова ступает нога зрителя. Небольшой мир большого романа Марины Степновой «Женщины Лазаря» ожил на знаковой сцене, став камерным, окутывающим пространством. Режиссер Алексей Золотовицкий и автор инсценировки Мила Денёва постарались максимально бережно подойти к прозе Степновой, сохранив авторские интонации и язык.

Художник София Егорова придумала лаконичный конструкт. Поначалу и не угадаешь, какие тайны скрывают серебристые то ли стены, то ли двери. И лишь с течением времени этот «кубик рубика» даст нам и квартиру советского ученого, друга вождей, и уютный быт Маруси, и тот самый полигон для испытаний, ставший для Лазаря вершиной академической карьеры.

Таких разных женщин Лазаря Линдта и даже – пунктиром – самого гениального ученого на сцене воплощают три актрисы. Распределение достаточно условно: Марусю, первую любовь Лазаря, играет Анна Ковалева, его жену Галину — в пару Нелли Уварова и Дарья Семенова, внучку Лидочку — Антонина Писарева. Они же представляют три части «арифмометра» Лазаря Линдта, от которого физически на сцене лишь три пиджака да бюст. Они же — само время и все сквозные персонажи сразу. Здесь спектакль очень явно, но без подражания, наследует тому, что сейчас определяется как режиссерский стиль Марины Станиславовны Брусникиной, с ее характерным многоголосьем ансамбля на сцене.

Маруся в исполнении Анны Ковалевой — счастливая женщина вне зависимости от внешних обстоятельств, олицетворение уюта и гармонии. Сцена, в которой пекутся пироги и раскатывается тесто, настолько волшебна, что зрителя автоматически отбрасывает в счастливое детство «у бабушки», просыпаются ощущение запахов и воспоминания.

Лидочка — ненужный никому ребенок, чей единственный друг — домовая книга Елены Малоховец. Антонина Писарева играет воробушка, готового присесть на плечо проявившего к ней доброту. Только люди вокруг эту доброту проявлять не очень-то и умеют. Предыстория Лидочки для зрителя, не читавшего роман, самая туманная. К сожалению, из спектакля не до конца понятно, что случилось с ее отцом, этот вопрос остается в качестве домашнего задания. Писаревой же принадлежит и ершистый образ беспризорного юного Лазаря, пришедшего в Москву как второй Ломоносов и свалившегося на голову семейству Чалдоновых.

Галина Петровна, самая сложная и противоречивая из женщин Линдта, для неподготовленного зрителя станет самым интересным и непредсказуемым персонажем. Ибо не читав роман, оцениваешь показанный со сцены образ. Узнав же книжную историю героини — совершенно меняешь оптику. Нелли Уварова пополнила свою галерею роскошнейших женщин, выйдя на в игре новый уровень. Ее Галина — ходячее определение женщины-вамп, сводящей с ума одним поворотом головы.

На сцене РАМТа три актрисы, словно три музы или же три мойры, плетут полотно жизни: порой кружево, порой грубый домотканный холст или, наоборот, уютную вязку. Получается неоднородная суть человеческой судьбы, понятная и трогающая каждого.

Текст Ольга Шишорина


Маленький мир большого человека: «Женщины Лазаря» в РАМТ

В этом сезоне в РАМТ прошла премьера спектакля Алексея Золотовицкого «Женщины Лазаря», созданного на основе одноимённого романа Марины Степновой.

На большой сцене создатели спектакля выстроили маленьким мир вымышленного советского учёного Лазаря Линдта, занимавшегося разработкой атомной бомбы. Зрители — будто количественно уменьшенная копия всех в мире живущих, а актрисы — на сцене в этом спектакле только женщины Лазаря — маленький мир главного героя. Хотя, нет, не совсем так. Актрис, действительно, трое — Антонина Писарева, Нелли Уварова и Анна Ковалёва — но и Лазарь присутствует в зале ежеминутно. Он видится в обстановке комнат, мерещится в одежде и ощущается в его женщинах. И не только когда то одна, то другая изображают его, но и когда они просто о нём говорят.

Режиссёру Алексея Золотовицкому достаточно точно удалось перенести на сцену не только мир Лазаря, выстроенный Мариной Степновой на страницах книги, но и атмосферу самой книги. Спектакль небольшой — всего два часа без антракта. Но лишь линия Лидочка показалась не полностью раскрытой, в остальном придраться не к чему. Перемешанные фрагменты — во времени, чередуя рассказчиц — постепенно выстраиваются в единую картину и, главное, образ великого учёного. Именно созданию образа Лазаря Степнова уделила основное внимание в своём произведении. Режиссёр пошёл следом. Только герой в книге обладает телесностью, а в спектакле он создан чувствами других людей. Чувствами разными, но так тонко переданными актрисами.

Три женщины проживают не только свои жизни, но и жизнь Линдта. Они из разных поколений. И каждая знает разного Лазаря. Маруся, видевшая в нём сына, когда он жаждал, чтобы она видела в нём мужчину, нежно вспоминает его юным, обтрёпанным и голодным, потом великим, но не менее родным. Галина, вынужденно ставшая его женой, помнит его страшным стариком, влиятельным и всемогущим. А внучка Лидочка, вовсе и не знавшая знаменитого деда, но очень похожая и при этом непохожая на него, живёт лишь в историях и воспоминаниях о нём.

Спектакль затягивает не сразу. Поначалу маленькая коробка сцены, обложенная мутными зеркалами балетного класса, кажется не скрывает ничего интересного. Но как зеркала, распахнувшись, открывают то шкаф, то кухню, то спальню, то кабинет, спектакль пробуждает в зрителях и эмоции, и интерес, и переживания за героев.

В работе чувствуется почтение к первоисточнику. Одна из ценностей книг Марины Степановой — богатый, насыщенный, не нарочито, а искренне, язык. И вот в спектакле с этим языком обошлись очень бережно.

Спектакль о любви — нежной, страшной, стирающий с лица земли и возвращающей к жизни. А ещё о нелюбви — такой же сильной и меняющей испытывающего её человека. И это очень по-настоящему.

Текст Юлия Фокина

Билеты


COMMENTS ARE OFF THIS POST