14 марта на малой сцене Электротеатра Станиславский состоялась премьера спектакля «Мамочка». Режиссер Евгений Бедняков, поставивший в 2016 году в Электротеатре «Фантазии Фарятьева» (этим спектаклем была открыта малая сцена Театра), на этот раз обратился к современной социально-бытовой драме, взяв за основу пьесу молодого драматурга Тони Яблочкиной.
«Мамочка» была написана в 2021 году, в ноябре того же года состоялась ее читка в рамках фабрики нарративного театра «Дисциплина», перед участниками которого была поставлена задача создавать «истории с увлекательным сюжетом и яркими современными героями – истории, которые могли бы зацепить зрителей, обычно выбирающих Netflix, а не театр», – в Новосибирске на базе театре «Старый дом» и в южносахалинском Чехов-центре. Сюжет пьесы, на первый взгляд, незатейлив и понятен. Сорокалетняя Надя, отбывая в колонии срок за хищение, отличившись примерным поведением и заслужив авторитет, досрочно выходит и возвращается домой. Но счастливая жизнь на долгожданной свободе не складывается: муж Коля завёл молоденькую любовницу Лизу, которая юрко перепрыгнула в статус почти невесты, сын-подросток Ваня огрызается и конфликтует, отец любовницы, прямолинейный сотрудник полиции в отставке Мамлеев, всячески намекает Наде на совместную дальнейшую жизнь с ним и почти требует отпустить мужа в новый брак – разумеется, более счастливый, с его же собственной дочерью.
Надя, проповедующая культ сытного и здорового питания, фанатично пытается накормить мужа с сыном и яствами, и удушающей заботой вперемешку с упреками: за шесть лет отсутствия дом постарел, в нем нет места для прежней хозяйки, а его жильцы стали почти чужими друг для друга, несмотря на кровные узы. Сытные и питательные приемы пищи в семействе становятся навязчивой идее Нади, но ее домашние и так сыты по горло своими проблемами, а стряпня женщины их ничуть не интересует. Напротив, постоянные разговоры о еде и попытки контролировать поступки мужа и сына подливают масла в огонь семейных разборок. Малодушный слабовольный Коля погружен в работу, науку, преподавание и в личную жизнь, Ване вообще нет дела ни до кого вокруг, кроме симпатичной Лизы, частенько наведывающейся в гости. Довольно драматично и однозначно осложняет ситуацию бывшая сокамерница Татьяна, которая весьма некстати заявляется в дом Нади и остается пожить, пока не обустроит собственную жизнь на тоже внезапно свалившейся воле.
Навязчивая и утомительная забота о ближних с примесью тюремных привычек (в колонии Надя работала на кухне, заведовала продовольственной частью, отсюда и кличка «Мамочка») тяготит и Колю с Ваней, и саму Надежду. Стабильная рутина в неволе была горькой, но к таким сюрпризам в новому бытие жизнь героиню не готовила. Выходит, всё действительно познается в сравнении – и шесть лет заключения кажутся теперь глотком свободы: там она была нужна, там ее уважали, ценили. А что теперь? Холод в отношениях с мужем и сыном, ощущение ненужности давит на нее, в дополнение к угрозам Мамлеева вернуть Надю обратно «на зону» в случае несогласия с его настойчивым предложением. Жизнь на свободе – эта новая реальность, с которой столкнулась Надежда, – оказалась тяжелее и безотраднее жизни в тюрьме. Пространство сцены символично поделено на два мира: мир свободы и мир «там», за решёткой, который вроде бы как остался в прошлом, во тьме, но всё время незримо давит и тяготит, готовый в любой момент принять каждого оступившегося в свои казённые объятия. Теперь Надежде предстоит сделать выбор: стать жертвой обстоятельств, подчиниться системе или пойти иным, неочевидным путем.
«Мамочка» – история столкновения человека и системы, непредсказуемых последствий обыденных событий, выбора себя, если угодно – рассказ о своеобразном перерождении, а еще о вечно актуальном «каждая несчастливая семья несчастна по-своему». Несмотря на комические обороты, танцы и поп-музыку, комиксную картинку на сцене и гротескный реквизит, к каждому персонажу можно проникнуться если не сочувствием, то жалостью: зритель услышит многоголосие из подросткового буллинга, истории брошенного мужа, неразделенной женской любви, признаний трусливого семьянина, переживаний юной девушки и много остального повседневного и безрадостного.
Помимо очерка о личной трагедии, «Мамочка» – бытописательная драма новейшего времени о неоцененной жертве ради семьи, о человеке, застрявшем в прошлом и не поспевающем за переменами, которые не всегда к лучшему, а еще глобальнее – очерки об отвергнутых членах общества ввиду их стигматизации (например, нарушивших закон), о «лишних людях», которым приходится делать безотрадный выбор и переступать через себя и собственные разрушенные мечты.
Текст Алена Азаренко
COMMENTS ARE OFF THIS POST