READING

Нянины сказки. Пушкин для взрослых в театре Камбур...

Нянины сказки. Пушкин для взрослых в театре Камбуровой

Кажется, что сказки Пушкина знакомы и известны нам с детства. Но помним ли мы их на самом деле? Понимаем ли? Оказывается, если посмотреть на них через призму взрослой жизни и человеческих архетипов, то история, записанная на подкорке, раскроется совсем иначе. Именно в такое зазеркалье нас и приглашает спектакль Гульназ Балпеисовой «Нянины сказки». Это третья работа Гульназ в Театре Камбуровой, и первая, в которой играет сама Елена Антоновна.

В «Няниных сказках» собраны и гениально перемешаны «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Медведихе» Пушкина плюс немного из его же «Сказки о мертвой царевне», а также отдельной новеллой идет «Гадкий утенок» Андерсена. С первого взгляда на сцену ты проваливаешься в мир сказок. Множество зеркал, сказочный лес, книги повсюду, даже в качестве подставок под софиты, огромный шкаф и множество дверей. И, конечно, кресло рассказчицы. А если повезет, то еще при входе в театр ты вытащишь предсказание от Александра Сергеевича.

И вот скопом вываливаются на сцену персонажи, жмутся друг к другу, пугаются, не знают, что делать. Почти «шесть персонажей в поисках автора», но только не автора, а Няни. Няня в исполнении Елены Антоновны Камбуровой женщина волевая, непростая. Про образ няни Пушкина Арины Родионовны нужно забыть сразу, здесь это больше ведьма из сказок, подчинившая всех этих героев своей воле и выдумке. «Идет направо – песнь заводит, налево – сказку говорит»… Они порой пытаются сами развивать свои истории, но в итоге все равно попадают под контроль рассказчицы. Во втором отделении есть целый чтецкий микроспектакль Камбуровой, она ведет сказ о гадком утенке.

«Сказки» – спектакль большой красоты. Он продуман до мелочей как сценографически, так и в мизансценах. Они накатывают как волны на остров Буян, уводя действие то за кулисы, то возвращая на сцену. Костюмы, которые создала художник спектакля Ирина Пинова (она же и сценограф), буквально наполняют действие дополнительными акцентами. Чего только стоит красный свитер Старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке», или отражающие изменения настроения Рыбки ее наряды, или финальный образ Гадкого утенка, осознавшего себя лебедем.

В этой сказке сказок все персонажи перемешаны, запутаны. Рыбка, она же царевна Лебедь, на досуге в ожидании Гвидона слушает по волшебному зеркалу сказ о мертвой царевне, примеряя на себя романтичную сцену с яблоком. Это архетипическая всецаревна, кажется, крайне устала быть сильной и независимой, лишь помогать, да исполнять желания. А ее суженому все белок да богатырей подавай. Царь Салтан оказывается страшным подкаблучником и маменькиным сынком, и его взрыва неповиновения ты ждешь больше всего. Нежна любовь старика ко своей старухе, какое-то стопроцентное принятие, которое эту старуху когда-нибудь отогреет. А повариха, в противовес запомнившемуся с детства, все же на стороне младшей сестры, просто боится пойти против воли остальных. И именно ей же потом достается история утенка, как существа, наконец преодолевшего и поверившего в себя.

Гульназ Балпеисовой удалось создать такой комфортный спектакль, в котором ты вроде бы и отдыхаешь, и проделываешь большую работу над собой одновременно. Такой калейдоскоп ситуаций и историй, знакомых и прожитых почти каждым. Сказкотерапия как она есть.

Билеты

Текст Ольга Шишорина


COMMENTS ARE OFF THIS POST