READING

«Красавец мужчина». Изменилось ли что-то за 140 ле...

«Красавец мужчина». Изменилось ли что-то за 140 лет?

«Это я зимой по клубам, летом-то по родне»

Под конец года в театре Пушкина обратились к Островскому: Данил Чащин поставил на основной сцене «Красавца-мужчину». И пусть пьесе 140 лет, перенесенная в текущий момент, она ни на йоту не теряет актуальности. Ночные клубы, прожигатели жизни, жители соцсети, которую нельзя называть, с характерно узнаваемыми повадками и ужимками. Неон, коктейли, блестки, перья и латекс, огромная статуя Давида и надпись «Красота» – такой сеттинг ждет персонажей Островского сейчас. Давида все время неумолимо хочется назвать Аполлоном в подобие главному герою, потому что он и сам не определился кто он из гигантов прошлого.

В Аполлоне Окоемове гигантизм, соединенный с внутренней пустотой, достигает невообразимых высот. Он карикатура на себя самого, но влюбленные женские глаза этого не видят. И по факту он совсем не красавец: Дмитрия Власкина и Владимира Жеребцова, очень приятных самих по себе, превратили в какой-то собирательный поп-образ вне возраста и порой пола. Здесь в целом легко узнаются нынешние герои светской Москвы. Хорошо ли это и будет ли актуально через пару лет, пока непонятно. Совершенно неузнаваемая Анастасия Лебедева (в состав с ней Анна Бегунова) в роли Зои в последнем монологе выдает какой-то микс из Барановской и Михеевой, и ты ловишь себя на четком ощущении, что заработал давно отключенный телевизор, врубив сразу Первый канал. «Девочки, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, жмите на колокольчик», – бац, и то, что у Островского было каким-никаким внутренним ростом героини, улетает в трубу молниеносно.

Островский здесь обесценен, выхолощен, при этом оставлен вполне подробно с точки зрения текста. К этому достаточно быстро привыкаешь, и если принимаешь подачу материала, то дальше втягиваешься в этот фарс легко. Шутки резко становятся смешнее, образы выпуклее. В общую линию блока развлекательных блокбастеров театра «Красавец» попадает на ура, у него точно будет свой зритель и аншлаг. Если же есть хоть какая-то мечта о классике и спокойствии, то, наверное, лучше не рисковать. Из постановки как будто намеренно убрано все хоть сколько-то человеческое: за доброе и вечное отвечают двое – Сосипатра Семеновна (Ирина Бякова) и Наум Федотыч (Владимир Майзингер) – остальным же персонажам совершенно не за что зацепиться, да они этого и не хотят. «Начинается война с красавцами, враг силен» – враг и правда силен. Потому что плюшевое сердце, заменившее любовь, в настоящее уже не обратишь.

Стоит отметить потрясающие костюмы, созданные Даниилом Ахмедовым. Особенно повезло Вере Воронковой: ее Аполлинария, тетка Зои, блистает в самых роскошных нарядах, словно живя на подиуме. Чернобурка и парик Окоемова, латекс-костюм зайчика Плейбой Зои, гвардейский наряд Сосипатры – все это притягивает взгляд. Но неумолимо стоящая статуя Давида затмевает всех.

Билеты

Текст Ольга Шишорина


COMMENTS ARE OFF THIS POST