READING

«Черная пурга» в Электротеатре: очень русская тоск...

«Черная пурга» в Электротеатре: очень русская тоска в самом северном городе

В первые дни настоящей морозной московской зимы в Электротеатре Станиславский состоялась премьера очень «зимнего» спектакля «Черная пурга». Это вторая работа в Электротеатре режиссера Дениса Азарова, на этот раз за основу взята одноименная пьеса Анастасии Букреевой (театралы знают ее прежде всего по «Ганди молчал по субботам», пьесе, которая была поставлена в без малого двадцати театрах по всей стране).

Главный герой, Свердлов, которому «от двадцати семи до… где-то до сорока», командирован из Москвы в северный город для выяснения обстоятельств одного происшествия. В ожидании своего рейса он заходит в краевой музей, чтобы скоротать время, хотя музеи не любит, но вот вылет отменен, потому что медведь перегрыз кабель, нет интернета, электричества, а на город надвигается чёрная пурга.

Случайные досадные события сплетаются в клубок, точнее, в снежный ком, и вот Свердлов застрял в самом северном городе на планете, где ужасно холодно, а теперь еще невыносимо скучно, тоскливо, одиноко и от положения дел веет безнадегой. Свердлов пускается в исследования по городу – в меру возможностей, ведь погодные условия и опасность встретить медведя вполне реальны – и далеко тут не уйдешь, а таксист не везет по заданному адресу, потому что навигатор сбился из-за отсутствия интернета и предлагает поездку в Сочи.

Сплошные напасти ввергают Свердлова в лирическое настроение, граничащее если не с отчаянием, но с попытками рефлексии, а каждая встреча с новым жителем города Н. похожа не то на сеанс философской беседы, не то на бредовый сон. Оказывается, что город наводнен шахтерами в образах представителей других профессий – учитель, врач, охранник… А у жрицы любви голос музейного сотрудника, с которым Свердлов встретился в самом начале истории, и он уже начинает сомневаться в адекватности происходящего. А еще его штормит от приступов поиска собственной этнической идентичности (кем были его предки, кто он по бабушке, его дед был поляк) и почему-то именно в этом далеком от Москвы северном городе шахтеров и вымерших мамонтов ему вдруг важно вспомнить и обсудить это? «У русских, вы заметили, у них такая тоска внутри. Тайна такая вечная, русская. Они с этой тайной рождаются, как с родовой травмой».

Действие спектакля закольцовано вокруг нескольких точек на карте города Н., куда в поисках положительной динамики в своих делах возвращается Свердлов. Возвращается, но не находит позитивных изменений. И электричества с интернетом по-прежнему нет, и не выбраться из ледяного тоскливого плена ни самолётом, ни поездом невозможно, и только разговоры с Девушкой с золотыми волосами спасают Свердлова от тотального одиночества и тоски.

Павильон краеведческого музея – главное пространство, отправная и финальная точка спектакля. Оно трансформируется, наполняется новыми атрибутами, музыкой, ритмами, светом, тьмой, контрастами – и все вместе они создают эффект застывшего времени. Некоей точки, в которую будто вмёрз Свердлов на этом чертовом севере, где нет ни времени, ни пространства, ни определенности, ни будущего.

В «Чёрной пурге» время не линейно, и события схлёстывают персонажей, которые в обычной жизни не могли бы встретиться: кто-то уже умер, кто-то скоро умрет, кто-то по своей природе сюрреалистичен. Но в городе Н., где всё происходит по-своему, абсурдно, – детали иррационального паззла встают на место и создают картину непривычного порядка, который, однако, будто и является единственно возможным развитием всех этих странных событий. «Чёрная пурга» – совершенно конкретный в культурологическом плане спектакль. Очень русский, как вся эта русская тоска, о которой говорит Свердлов. Современная, а точнее – вневременная. Посмотришь на каждого персонажа, послушаешь несколько реплик, окинешь взглядом пространство, и понимаешь – вот оно: в России и про Россию, непостижимое, иррациональное, странное, но понятное на подсознательном уровне, даже какое-то логичное, близкое и почти уютное, что само по себе парадокс.

Музыка – отдельный пространствообразующий элемент спектакля. Композитор Кирилл Таушкин, который давно сотрудничает с Денисом Азаровым («Пир» в Театре Романа Виктюка, «Сад» в Электротеатре, недавняя осенняя премьера «Поцелуй. Конармия» а Театре на Таганке) не боится экспериментировать с ритмами и громкостью, погружая зрителя в атмосферу отчаянного заполярного техно. Реальное и выдуманное, живое и не очень, любовь и тоска, медведь и водка, музей с чучелом и бар с неоновой вывеской – яркий и противоречивый калейдоскоп событий и персонажей, которых будто зачерпнули не глядя в огромной шкатулке у Вселенной, крутится вокруг темы этнической (и культурной) идентичности, загадочной русской тоскующей души, и похож на странный беспокойный, но притягательный сон.

Билеты

Текст Алена Азаренко


COMMENTS ARE OFF THIS POST