Екатерина Образцова, внучка режиссёра кукольного театра Сергея Владимировича Образцова, поставила спектакль о жизни своего великого деда по пьесе, написанной ею вместе с литератором Борисом Голдовским. В итоге получился не просто спектакль-посвящение известному человеку, получился спектакль-отражение целого века.
Роль великого кукольника в спектакле «Я — Сергей Образцов» исполнил Евгений Цыганов, которому удалось очень чутко передать образ самого Сергея Владимировича и его восприятия того, чем он занимался и чем он жил. «Сейчас это называется красивым словом “хобби”, а тогда это называлось “дурь”», — произнесёт со сцены Цыганов-Образцов. Зрители засмеются, а он начнёт повествование о своей жизни.
На сцене Театра кукол им. С. В. Образцова разворачивается личная история героя, вплетённая в историю всего XX века: мы видим и имперскую Россию, и революцию, аресты тридцатых годов, войну, победу, вновь аресты, смерть Сталина. А на этом фоне — на сцене сначала ребёнок, затем студент ВХУТЕМАСа, артист Музыкальной студии МХТ, а напоследок народный и заслуженный на сцене Кремлёвского дворца.
Но неправильно сказать, что Образцова играет только Евгений Цыганов. Сергей Владимирович предстаёт перед нами то в исполнении актёра, то в виде куклы, которая «растёт» по ходу спектакля. Человек то смотрит со стороны на себя прошлого — вспоминает, удивляется, смеётся и рассказывает знаковые для него детали очередной страницы его жизни, — то сам погружается в эту кукольно-реальную действительность. И вот он уже полноценный участник действия, его окружают куклы — ведь они и были рядом всю его жизнь, — но они не менее настоящие, чем он сам. Прослушивание в Музыкальную студию к Немировичу-Данченко, где Цыганов-Образцов с надеждой смотрит на кукольного Владимира Ивановича, заканчивается тем, что через несколько минут режиссёр уже на руке у актёра, а тот рассказывает, как он сделал эту куклу и как смеялся над ней Станиславский.
Мы знакомимся с первыми творениями Образцова, оживающими от магии его рук, его знаковыми миниатюрами и большими работами, планами и мечтами. За время спектакля на сцене побывают кукольные Вертинский и Шаляпин, Утёсов, Лидия Русланова и Любовь Орлова. Мы не видим, но много слышим о Мейерхольде: аресте, попытке спасти, смерти, сожалении, что поверил обвинительному приговору.
В этом спектакле всё очень живо, достоверно и атмосферно: эксцентричная гастрольная Америка, джаз и бессонные ночи контрастируют со страшными годами войны и её непозволяющими уснуть ночами. «Кто эти люди, что бросают на нас бомбы? Неужели это те мальчишки, перед которыми я выступал на гастролях? Что же с ними стало?». Да, здесь есть, о чём подумать. Хотя, что тут думать? «Нет такого народа, который хочет войны», — сказал со сцены Образцов. Годы прошли, но это неизменно.
Смех, тот что от души и из сердца, всегда соседствует со слезами. Вот и спектакль получился смешной и одновременно очень пронзительный: смерть первой жены и новость о том, что пропавший без вести во время войны сын жив и возвращается домой, заставили некоторых зрителей смахнуть сбежавшие из глаз слёзы. А спектакль заставил долго аплодировать тем, кто его сделал и тем, кто его сыграл.
Спектакль «Я — Сергей Образцов» — претендент на премию «Золотая Маска 2023 в двух номинациях: лучший спектакль театра кукол и лучшая работа актёра (Евгений Цыганов).
Текст Юлия Фокина
COMMENTS ARE OFF THIS POST