READING

Мрачное Solo: «Палач/Executor» (ANTON MOZGALEV DRA...

Мрачное Solo: «Палач/Executor» (ANTON MOZGALEV DRAMA AND PHYSICAL THEATRE)

В рамках Международного театрального фестиваля Solo, о котором мы недавно рассказывали, состоялся показ спектакля «Палач/Executor» театрального проекта «Drama & Physical Theatre» (Москва). Актер, режиссер, создатель и руководитель театрального проекта, исполнитель роли Палача – Антон Мозгалев, соединяет в своих работах драматический и пластический театр. Его творчество сложно описать привычными терминами, в его работах смешаны любовь и ненависть, красота и уродство, превосходство и слабость. Участник множества фестивалей (в том числе неоднократный дипломант Solo), география которых раскинулась от Шотландии до Южной Кореи, от Финляндии до Армении.

В спектакле «Палач/Executor» по пьесе Фёдора Михайловича Достоевского «Кроткая» главный герой многогранен и неоднозначен. Это Ростовщик, который рассказывает крупными мазками свою историю: знакомство с юной девушкой, женитьба, несчастливая совместная жизнь, покушение на него, развод, болезнь Кроткой и самоубийство. Несмотря на деспотические черты и в целом нелицеприятный образ Палача, нельзя не отметить глубину и искренность его страданий. Как отмечает сам Антон Мозгалев «К добру и любви мои герои приходят через зло и преступления». Рассказ Палача сродни мучительной исповеди, которая необходима, но не приносит облегчения, потому что он сам не может себя простить за содеянное.

Хореография и пластика вызывают множество ассоциаций Палача с различными другими персонажами (конечно же, за скобками повествования): не то зомби, живой ходячий мертвец (ведь его любовь умерла, а сам он всецело несчастен), не то граф Дракула, погубивший, замучивший свою жертву. Палач медленно и нервно ходит в одиночестве по сцене, будто в поиске, в бреду, судорожно перебирая маленькими шажочками. Он – тень, призрак, проводник зрителя в воссозданный потусторонний мир.

Тема жертвы – ключевая в спектакле, мрачном от начала до конца: на сцене постоянно находится стол с бездвижным и безжизненным телом, многократно укутанным, – так что зритель может только догадываться, что там бездыханная Кроткая, – и когда Ростовщик припадает и снимает в порыве белую факту, – сомнения рассеиваются. Стоящий на коленях, сокрушенный – Палач не могущественный хозяин чужой жизни – он почти никто.

Музыка дополняет безрадостный сценический пейзаж, окрашенный в черный, красный и леденящий душу синий: мрачная и ритмичная мелодия встречает зрителей при входе в зал и заканчивается только после поклонов. Разнообразие музыкального сопровождения наслаивается на пластические экзерсисы и монологи: Марш Мендельсона вспыхивает знакомыми фразами несколько раз, но разбивается о траурные пассажи и декаданс.

О чем сожалеет Палач? Тоскует ли он по утраченной любви? Зачем он так обходился с юной женой, одаривая ее молчанием и холодностью? Почему взаимные мучения (напускное равнодушие Ростовщика в обмен на презрение жены) Палача и его жертвы стали смыслом совместной жизни? Как получить искупление за содеянное? Кому нужна была такая жизнь и исход?

«Люди на земле одни — вот беда!» – чуть не плачет Палач в финале, призывая «Люди, любите друг друга!».

Текст Алена Азаренко


COMMENTS ARE OFF THIS POST