“Говорит Москва”. Мой папа был…

Закрывающим спектаклем фестиваля Solo 2022 стала постановка Данила Чащина «Говорит Москва». Это моноспектакль Натальи Максимовны Теняковой в МХТ им.Чехова по пьесе Юлии Поспеловой. И выбор спектакля-закрытия достаточно знаковый.

Пьеса Юлии Поспеловой рассказывает о Светлане Аллилуевой, единственной дочери Сталина, его “Сетанке”, “Хозяюшке”, как называл он ее в переписке, когда Светлана была еще маленькой девочкой. Перед нами история девочки, рассказанная ей самой. У нее от аппендицита умерла мама, а затем через много лет в иностранной прессе Светлана прочитала, что вообще-то мать покончила с собой. У нее был папа и его товарищи-дяди: дядя Сережа, который еще недавно с ней играл, а теперь лежит в гробу в Доме союзов, или дядя Серго, который в определенный момент почему-то перестал бывать на традиционных застольях. А еще были страшная правда про “автомобильную аварию” Михоэлса, случайно услышанная ею в разговоре отца, обвинение любимого в шпионаже за то, что позволил себе обратиться к ней через газету из окопов Сталинграда. И многое, многое другое.

Тенякова вроде бы просто читает с листа эти воспоминания от первого лица, а при этом на наших глазах превращается из уже преклонных лет Ланы в маленькую девочку и обратно так стремительно, что ты не успеваешь уловить, грусть ли это прожившей долгую жизнь женщины или эмоции шокированного в моменте прозрения ребенка. А зал держит тишину, потому что иначе никак нельзя сосуществовать с происходящим на сцене.

Героиня взрослеет вместе со страной, вместе с ней взрослеют и рассыпаются ее иллюзии. И вот ее соперница Лялька (Дарья Петриченко), выдуманная идеальная девочка и любимица отца, пионерка или комсомолка, тонким голоском поющая вирши вождю народов, срывает голос. Сипит в попытках так же звонко и чисто петь свои «славься», и спотыкается о мир вокруг. А здесь, в этом «вокруг», повсюду жертвы системы. Художнику спектакля Михаилу Заиканову удалось буквально несколькими штрихами нарисовать целый портрет эпохи. Но не сдается идеальная девочка, верит и продолжает восхвалять из последних сил.

Есть еще голос отца, который вроде бы рядом, но чаще всего его нет. Порой ласковый, чаще насмешливый, но более того отстраненный. Голосом вождя народов стал Артем Быстров, но узнаешь его и осознаешь самое раннее к середине спектакля, так сложно их соединить.

“Говорит Москва” и голос Левитана или похожий на Левитана объявил то, что мы уже знали с шести утра… этим кончается спектакль, но не кончается влияние отца на жизнь Светланы и народа.

Билеты

Текст Ольга Шишорина


COMMENTS ARE OFF THIS POST