Первой премьерой в новом театральном сезоне Школы драматического искусства стал спектакль «Мольер. Экспромт», созданный в пространстве сцены на Новослободской (большой зал бывшего ЦИМа) режиссером Олегом Малаховым. В основе постановки – пьеса Мольера «Версальский экспромт», написанная и поставленная в 1663 году, сюжет которой, на первый взгляд, довольно прост: труппа Мольера репетирует новую комедию, чтобы представить ее королю, однако, актеры не успевают тщательно выучить свои роли, репетиции постоянно прерываются, час премьеры откладывается, в итоге, по великому благодушию монарха, актерам разрешено сыграть любую пьесу, а новую комедию представить в следующий раз.
Однако биографические детали наполняют многочисленными смыслами пьесу, превращая ее из забавной комедии в своего рода пьесу-памфлет, с отчетливо выраженными взглядами Мольера-актера, Мольера-режиссера, Мольера-руководителя труппы на театральный мир и закулисье и, что важнее, – на саму сущность театра и задачи комедии, которая воспринималась многими современниками как «низкий» жанр. «Версальский экспромт» стал одним из этапов давнего соперничества театра Бургундский отель (L’Hôtel de Bourgogne), крупнейшего драматического театра Парижа семнадцатого века, и труппы Мольера: эта комедия наполнена критикой конкурентов, колкими шутками в адрес жеманных и бездарных актеров и бесталанных режиссеров, далеких от насущных жизненных проблем тем произведений (мифы, древнегреческие трагедии и прочая неизменная классика), не оставляет без внимания Мольер и мнение критиков, театральной богемы, светских дам и господ и прочих ценителей Талии.
Актерский состав – в основном недавние студенты Олега Малахова и Александра Огарева (преимущественно выпускники мастерской 2022 года). Молодые актеры исполняют роли актеров труппы Мольера, роль самого же Мольера определена Мастеру курса, режиссеру спектакля. Итак, перед зрителями «Экспромта» – «театр в театре», повествующий о театральном закулисье посредством импровизаций по пьесам Мольера. Юные, энергичные и по-творчески азартные, актеры заражают своим настроением зрительный зал с первых минут: напомаженные и напудренные, разодетые в монохромные платья, корсеты, воротники, чулки, туфли с пряжками, они бегают, суетятся, кричат, спорят, отказываются играть, волнуются, повторяют реплики, собираются с духом, кричат, спотыкаются, поют, играют на инструментах, импровизируют, показывают отрывки из разных произведений и в итоге безоговорочно следуют за каждым движением и распоряжением Мольера-режиссера, подобно податливому нарядному оркестру, а также фехтуют и танцует, «ведь главное для короля – хороший балет!».
Сюжет «Версальского экспромта» – в части отчаянных попыток провести репетицию пьесы перед премьерой – перемежается с узнаваемыми сценами из комедий Мольера: «Тартюф», «Мнимый больной», «Смешные жеманницы», «Мизантроп», – изящно вписанных в канву общего повествования в качестве иллюстраций работы автора и режиссера с актерами или как способ высмеять самонадеянного режиссера-соперника. В спектакле нашлось место также чистому экспромту – отдельные сцены даны на откуп зрительской фантазии и развитие сюжета зависит от их пожеланий (надо заметить, весьма смелый интерактив, на который решится не всякий Мастер со своими юными актерами). И все происходящее можно принять за вполне разудалую комедию с балаганным духом, наполненную фарсом, пантомимой, граничащими чуть ли не с клоунадой, но появление господина Досталя – жестокого бескомпромиссного критика Мольера, насмешливого, надменного и при этом, о ужас, влиятельного – вносит драматизм и уравновешивает безудержное веселье, творящееся во время бесконечных репетиций… Напряженные сцены общения Мольера и Досталя, становясь психологической доминантой спектакля, обнажают давний непримиримый конфликт Мольера-творца и остального околотеатрального мира: нежелание подчиняться общим, набившим оскомину правилам, смелость говорить открыто о «неудобных» вещах, высмеивание пороков общества, бесстрашие перед критикой, преданность выбранному творческому пути и достойное лавирование между нападками завистников.
В награду за приверженность собственным, прогрессивным взглядам и новаторству на писательском поприще Мольер не только получает славу и популярность (его критикуют, ругают, но его пьесы пользуются популярностью, каждую его новую работу публика ждет с нетерпением!), но и безграничное доверие и преданность своей труппы. Не знаю, является ли это режиссерским замыслом, но Мольер-мастер и его труппа выглядят как многочисленное шумное, но дружное семейство, где каждый имеет право голоса, но безусловным авторитетом пользуется его глава. Мир театральной закулисной жизни, представленный в спектакле, посвящает зрителя в тонкости взаимодействия внутри творческого коллектива, показывая репетиционную «изнанку» – акцентирует внимание на том, что актеры – это не просто «игроки» ролей, но создатели того, что видит зритель на сцене, актерская труппа – живой механизм, в котором каждый трудится ради общего успеха – так, шаг за шагом, в процессе репетиций рождается настоящий Театр (в противовес диктатуре самовлюбленных чопорных режиссеров, которые «из всего сделают конфетку», приказным тоном и криками заставляя актеров делать эту самую, как им кажется, «конфетку» вместо пьесы, – и такие режиссеры и их сомнительный метод тоже являются объектом критики и уморительных насмешек господина Мольера) .
Сценическое оформление постановки будто намеренно стирает границы между зрителем и актерами: единственная стена – задник сцены, декорации отсутствуют, необходимый реквизит для каждого действия ловко появляется в нужный момент, актеры перемещаются по залу еще до начала действия и продолжают это делать весь спектакль, пренебрегая границами условной сцены, именной стул Мольера расположен в первом ряду, актеры обмениваются репликами с гостями и задают вопросы залу, который отчасти сам является создателем спектакля. Живая, дышащая злободневностью комедия – таково кредо господина Мольера, таким же ярким и искрометным получился премьерный «Мольер. Экспромт».
текст Алена Азаренко
COMMENTS ARE OFF THIS POST