READING

Абсурдный и наивный мир Даниила Хармса в Сатирикон...

Абсурдный и наивный мир Даниила Хармса в Сатириконе

В конце сезона Сатирикон представил премьеру – «Елизавета Бам» по Хармсу представил молодой выпускник ГИТИСа Гоша Мнацаканов. В последнее время к Хармсу в театре обращаются все чаще и чаще. Оно и понятно – быстрота и абсурдность происходящего в мире как нельзя лучше коррелирует с его творчеством. Спектакль состоит из двух действий, а при приближении, кажется из двух полноценных спектаклей. Насколько комичное и абсурдное первое действие, настолько же трагичное и тягучее – второе.

Действие спектакля разворачивается в Питерской подворотне. Эстетика фильмов Балабанова о Даниле Багрове переплетенная с «Улицами разбитых фонарей» с карикатурными ментами, Михаил Задорнов и прочие атрибуты конца 90х–начала 2000х, внезапно возникающий Маленький принц и мальчик с детсадовского утренника, атмосфера коммунального двора, где все знакомы и все друг про друга знают.

Режиссер использует в первой части постановки гендерную замену: мужские персонажи исполняются женщинами, а женские – мужчинами. И молодые актрисы Ася Войтович и Софья Щербакова, играющие милиционеров, выполняют функцию связующего звена, неких ковровых клоунов, выходящих к публике между номерами. Присутствуют даже фокусы. Однако не стоит думать, что спектакль рассыпается на калейдоском номеров. Действие довольно равномерно абсурдно разворачивается на глазах у публики. Необходимо принять во внимание, что спектакль как салат Оливье состоит не только из собственно пьесы, но и из стихов Хармса, его дневников и этюдов по теме, которые актеры делали на этапе подготовки ко спектаклю.

Антон Кузнецов, отвечающий так же и за сценографию, в роли Елезаветы Бам и затем самого Хармса во втором отделении, невероятно органичен. Его экспрессивная, громкая, взбаломашная манера существования на сцене, хорошо знакомая зрителям Сатирикона, как нельзя лучше ложится на материал и создает выпуклый многогранный комично-трагический образ. В какой-то момент его Елизавета перерастает в собственно Хармса и это получается очень естественно и абсолютно до абсурдного логично.

Вообще, актерские работы в спектакле чудесны. Ярослав Медведев играет соседку Любовь Марковну с невероятным потоком сознания вместо речи и это потрясающий комедийный талант. Раскрывается в спектакле и Полина Райкина. Она играет отца Елизаветы подозрительно походящего на все лучшие роли Никиты Михалкова – от внешнего сходства до манеры речи. И это опять же невероятно смешно.

Смешно, непошло и неизбито. Многослойно, вдумчиво и цепляюще. Красиво, контрастно и непресно. Спектакль однозначно получился, однако продолжительность и контраст в настроении и содержании между действиями делает очень странную штуку. Когда чувствуется усталость от действия. То есть это сделано круто, ярко и мощно, хочется рассмотреть со всех сторон и посмаковать, но как будто теряются силы. Видимо, это происходит от того, что зритель незаметно включается в действие и наравне с актерами на сцене начинает выкладываться в постановке – и морально и даже как будто физически. В любом случае, постановка стоит того, чтобы сходить и сделать собственные выводы и замечания, насладиться чистым абсурдом и странной красотой мира Даниила Хармса.

Билеты

Текст Карина Чаплинская


COMMENTS ARE OFF THIS POST