Души мертвые, а ты… нет?

«Мертвые души» в театре Романа Виктюка вышли в конце февраля. За несколько дней до начала спецоперации России в Украине. То ли от этого, то ли из-за аллегоричности, но при этой грязно-пестрой реалистичности постановки, она звучит оглушающе. Все, что происходит на сцене – вне времени. Россия предстает такой, какой по сути и является – невероятно эклектичной, непонятной, бедной и грязной, яркой и наивной, для каждого своей.

Признаюсь честно, текст я не могла сформулировать со дня премьеры и только посмотрев спектакль второй раз (в конце мая) для меня сложился пазл. Форма и содержание стали нераздельными составляющими впечатления, которое оказалось поразительным, но неформулируемым еще после премьеры.

Денис Азаров поместил героев в какой-то вакуум безвременья. С одной стороны, легко угадывается «балабановщина» 90-х, с другой стороны, есть явные отзвуки современности и мистика старины. Сценография яркая и выдержана в атмосфере вокзала. Если говорить о Москве, то это Курский вокзал времен 10-летней давности: с постоянными обитателями переходов, торгашами, цыганками, с постоянно перегарающими лампами, с простой и немного страшной жизнью, абсолютно эклектичное полотно из судеб и характеров. А прозрачная труба-ограждения становится то пероном, то балконом, то неким порталом в иной волшебный мир. В этом мире существуют помимо прочего лирические отступления, которым полон текст поэмы Гоголя. Таинственные истории-зарисовки рассказывает женщина максимально отстраненным голосом, не передающим никаких эмоций, благодаря этому истории становятся еще более зловещими. Все эти истории так или иначе связаны со смертью и попытками обыграть смерть. Однако станосится ясно, что мертвыми являются вообще все души на сцене. Будто все происходит в параллельной реальности, загробном мире. Мертвые люди, ситуации, эмоции, которые и есть и будто бы их и нет. Всем известный благодаря школьно программе и необходимости учить наизусть отрывок про птицу-тройку и особом пути Руси произносится в спектакле несколько раз, разными героями. Однако кем бы не говорились эти слова, они звучат как торжественный некролог, а сгущение красок становится все сильнее.

Отдельно хочется отметить актерские работы в спектакле. Чичиков – приглашенный Сергей Епишев выглядит не так, как его привыкли изображать, но при этом внутри постановки трудно себе представить кого-то другого в этой роли. Он максимально отстранен, вежлив, хорош собой, а его мотивы абсолютно не прослеживаются и так и остаются загадкой. Будто бы и для него самого. Иногда кажется, что вся эпопея с покупкой мертвых душ Чичиковым – это непонятная для него самого затея. Актеры театра Романа Виктюка проявляют в постановке все краски своих навыков. На этом спектакле ловишь себя на мысли, что труппа театра – одна из наиболее техничных, одаренных и способных к самым ярким и неожиданным трансформациям и перевоплощениям. Тут не пропадает ощущение того, что ты в театре, но при этом и пугающий привкус реализма, в том числе благодаря актерским работам, дает странное ощущение того, что зритель участвует в постановке, а все происходящее на сцене работает как единый механизм, из которого невозможно исключить ни одну деталь.

Я обычно не пишу рецензии от своего лица и стараюсь давать максимально нейтральное информационное наполнение для материала, но вынуждена признать, что с этим спектаклем так не получится. После его просмотра что-то меняется в оптике и ощущении мира, ощущении России и ощущении себя. Стоит ли увидеть это самостоятельно и пережить не самый приятный, но при этом трансформационный опыт от казалось бы классической постановки? Мой ответ одназначен: иди и смотри.

Билеты

Текст Карина Чаплинская

фотографии предоставлены пресс-службой Театра

COMMENTS ARE OFF THIS POST