“Арбенин. Маскарад без слов”

У объединенной труппы театра Сатиры первая премьера: Сергей Землянский, теперь назначенный главным хореографом Сатиры, представил свой взгляд на Лермонтова под названием “Арбенин. Маскарад без слов”. Для Сатиры это первый пластический спектакль, и судя по назначению и поддержке худрука Сергея Газарова точно не последний.

На сайте спектакля создатели заботливо поместили либретто, потому как от Лермонтова осталась лишь канва сюжета и не зная либретто, можно в конец запутаться. В основе две пьесы Лермонтова: это сам «Маскарад» и его третья редакция для цензуры «Арбенин», где «нет больше никакого отравления, все гнусности удалены». Итоговый микс дал нам большую предысторию взаимоотношений Арбенина и баронессы Штраль (оба персонажа присутствуют в двух временных промежутках – нынешнем времени и за семь лет до основной истории), появилась грызущая Арбенина вина за поступки минувшего и изменилась роль Неизвестного. Такой подход, конечно, насыщает мотивацию героев и делает образ Арбенина емче, не зря же именно он вынесен в заглавие, но путает карты зрителю неподготовленному. Поэтому крайне рекомендуем ознакомиться с либретто перед походом.

Этот Арбенин и правда влюблен в свою Нину, по крайней мере в начале истории. И кажется, что не будь предыстории и его уже отравленного взгляда на мир, у этой пары мог бы быть шанс. Но рок неумолим и настойчив, отравленное мороженое обязательно появится в конце. Об этом нам дают подсказку уже в самом начале: призрак убиенной Нины с укором смотрит на Арбенина, освободившись из его настойчивых рук. И уже здесь чувствуется, что даже при зарождавшейся любви и надежде на счастье, Нина была для него больше ценной вещью, статусом.

В роли Арбенина один из премьеров Сатиры Максим Аверин. И тут случается раздвоение. Он, увы, тяжеловесен для постановки. Прекрасно транслируя своего героя через глаза и мимику, пластикой он сильно выбивается из общего действия, особенно если сравнивать с остальными артистами. И можно было бы трактовать это как оригинальную режиссерскую задумку, но такого ощущения не возникает. Это именно непопадание. При этом драматическая часть роли выполнена на отлично, но смогут это оценить лишь зрители первых рядов.

Землянский поставил страстный, скоростной спектакль, приправленный неоном и битами, которым позавидуют нынешние клубы. Вместо масок – головы пупсов с пустыми глазницами – прекрасная метафора равнодушного, но охочего до крови светского общества. Лишь маска Нины имеет голубые глаза, да Арбенинский осколок, Франкенштейном смотрящий на мир. Пустое светское общество смотрится потрясающе современно, ведь история, рассказанная в «Маскараде» вечна. Ты прямо кожей чувствуешь их липкую зависть к Нине, непонимание ее искренности и любви. Максим Обрезков, выступивший здесь и как художник-постановщик и как художник по костюмам, создал абсолютно роскошный, порой инфернальный мир. Чего стоит огромная голова ребенка, внезапно появляющаяся из глубины сцены. Этот образ хочется разгадывать. Может быть это исковерканная душа Арбенина, а может разбитые надежды Нины. Хотя финальные сцены и их мистика указывают больше в пользу первой трактовки. В этом «Макскараде» мистики и триллера значительно больше, чем драмы. Это как фильмы со Стоун 90-х годов: слишком чувственно, чтобы быть просто триллером, но полностью в рамках пристойного. Роскошны цветовые решения: алый – цвет Арбенина, синий и белый – Нины, зеленый – баронессы. Эти яркие пятна не только позволяют не потерять нить повествования в маскараде без слов, но и прекрасны сами по себе.

Очень красивая, полная чувств Нина в исполнении Моряны Анттонен-Шестаковой, выпускницы Школы Олега Табакова. Вспоминаются сказки Андерсена, только гадкий тролль и стойкий оловянный солдатик – это одно лицо, а в пожаре пламени погибнет первой балерина. Пылкий князь Гнездич у Ильи Малакова, метущиеся между броней опыта и боли и надеждой на счастье баронессы Штраль в двух лицах. И в целом спектакль берет своими артистами, кажется, что им очень нравится материал и его подача, с таким удовольствием его играют. Слаженная пластика, максимально продуманная режиссером, четкость исполнения – порой забываешь, что это обычный, а не драмтеатр. С чем только исполнителей можно поздравить.

Билеты

Текст Ольга Шишорина


COMMENTS ARE OFF THIS POST