READING

Житие Паши: в ШСП «Ангелы вышли покурить»...

Житие Паши: в ШСП «Ангелы вышли покурить»

В театре «Школа современной пьесы» состоялась премьера спектакля «Ангелы вышли покурить» по пьесе Олега Маслова. Зрители, видевшие постановку “Бешеный хворост”, могут отметить некоторые сходства между этими двумя спектаклями, и это не простое совпадение. Режиссер премьерной постановки Иосиф Райхельгауз, снова обратился к драматургии Олега Маслова, который является автором обеих пьес. Более того, «Ангелы» были написаны специально для «Школы современной пьесы», по просьбе руководства Театра, и снова работа над спектаклем была завершена в рекордно короткие сроки: от читки до премьеры всего три месяца. Однако такая стремительности только пошла на пользу спектаклю – он получился экспрессивным, живым и актуальным. В отличии от «Бешеного хвороста», в нем нет острой социально-политической повестки, напротив, затронуты вопросы из категории вневременных: веры и неверия, предназначения человека, его духовного и жизненного пути.

В доме уже не юной супружеской пары, который расположен рядом с провинциальным монастырем, случайным образом обнаруживается старинная чудотворная икона. Хозяин дома – Паша (Иван Мамонов) убежденный атеист, работяга, накануне узнает о своем предположительном смертельном диагнозе. Его жена Нина (Ирина Линдт), напротив, женщина глубоко верующая. Она мечтает наставить мужа на путь истинный, чтобы тот начал верить в бога – такой ход событий ей кажется правильным. Повторное обретение православной святыни – благодатный шанс для всего монастыря повысить свой статус и обрести нескончаемый поток паломников. Это хорошо понимает настоятельница монастыря, игуменья Херувима (Татьяна Циренина), в которой сочетаются набожность и светская деловитость. Особенные перспективы развития паломнического туризма в связи с чудотворной находкой видит митрополит Агафангел (Александр Галибин) – крупный влиятельный сановник с непростым мирским прошлым.

Фото Игорь Червяков

На фоне перипетий, связанных с решением судьбы дома Паши и Нины и будущего всего монастыря (сносить ли дом и строить часовню для святыни или оставлять всё как есть, а расширять монастырь за счет других земель), разворачивается семейная драма: многолетний брак пары окончательно рушится, Павел уезжает, и, кажется, встречает новую (а может, и первую настоящую) любовь. Смертельный диагноз после дополнительных обследований не подтверждается, в чем Нина и игуменья, как верующие люди, видят чудо и покровительство святых, а Паша, будучи прагматиком,  – очередной медицинский факт. Вопрос веры и неверия становится не только делом сугубо личных убеждений, но обращается выбором дальнейшего жизненного пути.

Фото Игорь Червяков

«Ангелы вышли покурить» – спектакль, в котором тема веры затрагивается в различных аспектах, однако, в любом случае, в корректном ключе и уважительной манере. Иосиф Райхельгауз впервые в своем творчестве обратился к непростой теме веры. В поисках максимально деликатного способа рассказать историю театральным языком режиссер пригласил в качестве консультанта настоятеля одного из подмосковных храмов отца Николая. Таким образом, несмотря на короткие сроки создания спектакля, работа над ним велась предельно скрупулезно, с необходимым вниманием к каждой детали. Каждый эпизод и реплика с участием духовенства, каждый жест и поклон выверены на предмет соответствия религиозным канонам.

Фото Игорь Червяков

На сцене то и дело схлестываются в споре атеист и человек верующий, каждый рассуждает о боге, о нравственном законе в меру личной потребности задать свой вопрос, поделиться переживаниями и быть услышанным. В репликах героев мы слышим гнев, просьбы, благодарность, вопросы. Этот спектакль, несмотря на религиозные коннотации – в первую очередь, о человеке: о его сущности, слабостях, страстях, о его пути к вере, о поиске бога вокруг и внутри себя. Вместе с тем, «Ангелы» – это отнюдь не монотонная поучительная философская история (как можно было бы ошибочно подумать, мол, название и тематика обязывают), это живая бытописательная картина, в которой немало юмора, конфузов, искренних человеческих эмоций и порывов. Это «житие обычного человека», простого смертного, грешного работяги Паши.

Премьера интересна и с точки зрения сценографии. Небольшое минималистичное сценическое пространство зала «Зимний сад» становится сначала местом, где на глазах изумленной публики совершается невероятный трюк, от которого буквально скрипят половицы и летят щепки, но постепенно всё возвращается на круги своя. В «Ангелах» также немало символов и внешней атрибутики: кресты как символ веры, образ грешницы, вставшей на путь исправления, ежедневные заботы как монотонные послушания на праведном пути, молитвы, поклоны, аутентичные одеяния духовенства (стоит отметить работу художника Виктории Севрюковой). Особая атмосфера спектакля довершается участием ансамбля духовной музыки «СКИФ». Эти эффекты имеют не только внешнее воздействие, которое завершает запоминающийся образ постановки, – костюмы, сценография, религиозные тексты служат цели максимально достоверно воссоздать место и ситуацию, в которой оказались герои, чтобы прочувствовать спектакль не только на уровне бытовой драмы, но и на уровне духовного, нравственного осмысления происходящих событий.

Фото Игорь Червяков

За два часа сценического времени зритель не получит «правильных» ответов, не услышит поучений или тем более наставлений (в этом и нет никакой цели), но сможет задаться нужными вопросами и уйти с размышлениями после окончания спектакля, вынеся из театра определенный философский урок.

Билеты

Текст Алена Азаренко


COMMENTS ARE OFF THIS POST