READING

«Как растут ананасы» в Современнике...

«Как растут ананасы» в Современнике

Спектакль «Как растут ананасы» вышел на другой сцене Современника в марте 2022 года. Пьеса основана на документальных источниках – многолетней переписке двух американцев. Один из них отбывает пожизненное наказание в тюрьме, а другой – пожилой отец семейства, переживающий утрату дочери сквозь призму христианского прощения. Американец Казимир Лиске собрал материал и поставил впервые эту пьесу в театре Практика. В нем Гектара Блэка, отца, играл Дмитрий Брусникин. Сейчас в живых нет ни Лиске, ни Брусникина, но пьеса как никогда актуальна, а новое дыхание материалу дал режиссер Георгий Сурков.

Переписка героев идет от последних писем к первым. Поэтому под конец действия концентрация человеческой трагедии и боли становится предельной, а зритель оказывается в когнитивной ловушке. Ведь в начале спектакля мы наблюдаем за доверительной близкой дружеской перепиской двух мужчин. Они обсуждают вопросы религии, прихода к вере, христианского прощения, работы над собой, помощи тем, кто нуждается в этой помощи. Обсуждают подарки на Рождество, шлют приветы друзьям и близким, разговаривают о саде, о том, как растут ананасы и вообще об обычной бытовой жизни с теплом и вниманием друг к другу.

Но так как таймер обратного отсчета включен и зритель потихоньку следует с героями к началу их совместного существования в письмах, становится ясно, что Гектар Блэк переписывается с убийцей своей дочери Симпсоном. И эта невероятная и шокирующая история раскручивается в голове и на глазах у каждого зрителя, подобно клубку. То, что вместе с героями мы идем от прощения, любви и принятия к моменту глубокой боли, ненависти и утраты делает с сознанием интересную штуку. Становится будто невозможно остаться в позиции лишь осуждения преступления и чудовищных действий преступника, которого ты уже успел узнать как хорошего человека. А путь Бпэка по принятию убийцы своей дочери видится воистину памятником человеческому духу и невероятной внутренней работы.

Спектакль оформлен с минимумом декораций, однако с продуманными деталями. Помимо героев, на сцене присутствует и призрак убитой женщины, которая является одновременно и проводником и связующим звеном в общении героев. Стол-постамент, стулья, из которых собирается практически вавилонская башня, садовая земля и спрятанные в ней предметы для чаепития. Медленные и спокойные действия и перемещения героев в начале спектакля, концентрируются и убыстряются к концу. Однако при этом спектакль имеет довольно ровную и плавную линию повествования, а благодаря размерам Другой сцены – носит камерный и пронзительный характер. Зритель тут не участник, он – тихий свидетель. Есть ощущение, что во время действия внутри каждого наблюдателя происходит своя тихая и кропотливая работа. Эти пару часов наблюдения за героями, становятся наблюдением за самим собой и сродни некой терапии.

Конечно, при таком тяжелом исходном материале, главным в постановке пьесы становится выбор актеров. Действие сведено к минимуму, а прямого диалога нет, есть выборочные монологи из писем. Симпсона играет выпускник мастерской Рыжакова – Артем Дубра. Поначалу кажется, что он несколько молод для роли, но так как действие откатывается во времени назад, то молодость актера не бросается в глаза и становится оправданной. Гектара Блэка же играет Игорь Гордин. Он тоже прилично моложе своего персонажа. Но уже на пятой минуте спектакля становится абсолютно все равно насколько точно актеры соответствуют реальным прототипам. На сцене творится химия, а воздух в ключевые моменты сюжета будто можно резать ножом – такой он становится плотный от напряжения. Несмотря на отличную игру молодых артистов, все же спектакль получился благодаря Гордину. Его естественная, очень спокойная и вкрадчивая манера существования на сцене – всегда сдержанно, выверено и без истерик, является 100% попаданием в характер персонажа. Наблюдать за его героем одновременно и больно и захватывающе. Вообще, этот образец истинного христианского прощения – тема, которая в сегодняшних реалиях резонирует очень сильно, делает больно, но при этом дает веру в то, что лучший мир есть в каждом из нас – нужно просто захотеть найти его.

Билеты

Текст Карина Чаплинская


COMMENTS ARE OFF THIS POST