READING

Вечные «Стражи Тадж-Махала». О чем мечтают маленьк...

Вечные «Стражи Тадж-Махала». О чем мечтают маленькие люди?

Филиал театра Пушкина продолжает быть очень интересным местом. Премьера «Стражей Тадж-Махала» состоялась в ноябре прошлого года, но так получилось, что только удалось ее посмотреть. Постановка Алексея Золотовицкого, текст из Лаборатории LARK-Любимовка 2016. Изначально этот текст Золотовицкий принес в театр Пушкина также на лабораторию «заграничные чтения», где сначала была устроена читка. Как он сам рассказывает, материал классный, но неоднозначный, поэтому пошли длинным путем.

Золотовицкий – хороший пример талантливого человека. И как актер, и как режиссер, говорят, еще в группе поет. Ну и в целом то, с какой пьесой он пришел в театр, тоже о многом говорит. «Стражи Тадж-Махала» – настоящая современная притча, написанная великолепным эзоповым языком и наполненная горьким юмором. Страшная и прекрасная. Сюжет достаточно прост: два охранника Бабур и Хумаюн сторожат строящийся Тадж-Махал, причуду и мечту Его Величайшей Светлости Императора Шаха Джахана. Тадж-Махалу предназначено стать самым красивым зданием на свете, и увидеть его до высочайшего разрешения равносильно смерти. А еще есть легенда, что Шах настолько не хотел, чтобы что-то превзошло Тадж по красоте, что приказал отрубить руки всем участникам стройки. Тут вспоминается Иван Грозный и Храм Василия Блаженного, и что в целом история циклична.

Пьеса отвечает на, кажется, частый внутренний вопрос, что побуждает людей выбирать работу в охране, о чем они думают, целые дни бездвижно проводя на посту. Бабур и Хумаюн здесь отвечают Пушкинскому «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень». Друзья с раннего детства, они абсолютно разные, но неизменно вместе. Сами артисты сравнивают своих персонажей с Розенкранцем и Гильденстерном, двумя самыми известными второстепенными персонажами в мировой литературе. Бабур и Хумаюн для Тадж-Махала, для императора, такие же пешки, что сами и признают в своих разговорах.

Разговоры их потрясающи. В самом начале пьесы есть авторская ремарка, что артисты не должны говорить с акцентом, во всем остальном создатели не ограничены. Бабур и Хумаюн словно вышли из Тарантиновских фильмов. Это могли быть Винсент и Джулс, это мог быть кто-то из Бешеных псов. Хорошо сидящие костюмы, начищенные ботинки, уже неважно, что они охраняют, Тадж Махал или знаменитого гангстера, это история вне времени и пространства.

Эти час двадцать достойны пристального зрительского внимания. Здесь хорошо бы не знать заранее все детали сюжета, а пьесу в качестве десерта прочитать постфактум. А прочитать точно захочется, в ней филигранные шутки и она просится быть разобранной на цитаты. Чего только стоит определение Гарема Императора, как всего лишь «еще одного правительственного учреждения, где император занят своей самой секретной работой». Ну аж стать Стажем Гарема – это высший уровень бытия. Про уровни отлично обыграно художником-постановщиком. Единственное, с точки зрения выбора билетов посоветовала бы брать ближе к центру, с боковых отличны видны артисты, но не видна вся визуальная составляющая сцены.

У спектакля два состава, итого заняты четыре актера плюс музыкант, играющий на инструментах, которые многие до и не видели никогда. Эта музыка, особенно вначале, ненавязчиво замедляет тебя, синхронизирует с историей. Возвращаясь к артистам, они филигранно распределены по ролям, но после спектакля не можешь отделаться от вопроса, а как было бы если бы они играли противоположных героев. Очень интересно было бы увидеть рандомное распределение: сегодня пара сложилась так, завтра иначе.

Очень вовремя появившаяся постановка, едкая, умная, многослойная. Обязательная к просмотру и дальнейшей рефлексии. Надеюсь, у нее будет долгая жизнь

Билеты 

Текст Ольга Шишорина


COMMENTS ARE OFF THIS POST