READING

Мадам Рубинштейн в Театре Пушкина: роскошная, стал...

Мадам Рубинштейн в Театре Пушкина: роскошная, стальная, сильная

«Дамы и господа, спасибо за честь. Я ее заслужила!»

Хелена Рубинштейн – женщина, подарившая нам водостойкую тушь, быстросохнущий лак, деление кожи по типам, будущую черную маску для лица и многое другое. Ее звали женщина-смерч, говорили о ее невозможном характере и в целом ее жизнь была окутана легендами, многие из которых придумала она сама. «Интересная ложь куда лучше скучной правды», так она завещала.

Неудивительно, что уникальную женщину должна играть не менее уникальная женщина. Возможно, поэтому, а возможно потому, что пьеса австралийца Джона Мисто за всем ее легким и сочным юмором скрывает за собой трагедию одиночества и силы, именно ее выбрали в театре Пушкина и специально перевели на русский язык к юбилею своей примы Веры Алентовой. Как говорит она сама, всегда хочется найти то, что ещё никто не видел. Так к ее 75-летию поставили «Апельсины & лимоны», а теперь – «Мадам Рубинштейн».

Надо отдать должное, это стопроцентное попадание и точно один из хитов этого сезона. Евгений Писарев умеет ставить красочные, искрящиеся спектакли, а Вера Валентиновна как никто играть женщин со стальным стержнем. А тут еще в «зелье» роли подмешаны и еврейская мама, и комическая старуха, и интриганка, и просто тяжелая жизнь со всеми ее взлетами и падениями. Периодически в некоторых пассажах вспоминалась Раневская и ее великие комические роли, в чем-то это тот же масштаб.

На сцене трое – мадам Рубинштейн, ее заклятая соперница и порой подруга Элизабет Арден (Ольга Науменко) и телохранитель Хелены Патрик О’Хиггинс (Артем Ешкин / Дмитрий Власкин). При этом история знакомства с Ирландцем, да и все их отношения похожи больше на выдуманные, но нет, Патрик О’Хиггинс и правда четырнадцать последних лет жизни Рубинштейн был ее телохранителем и после опубликовал о ней книгу «Мадам, или в золотом аду Хелены Рубинштейн». А вот с Элизабет Арден, считается, что они ни разу не встречались, здесь же подруги-соперницы почти что неразлучны.

Помня, что спектакль все же бенефис Алентовой, Писарев оставшихся двух героев не забыл и их образы выписаны на сцене не менее ярко. В целом с точки зрения персонажей этот спектакль можно сравнить с каким-нибудь ювелирным украшением, в котором есть главный камень, но другие не являются его обрамлением, а играют свои полноценные роли.
За красоту также отвечают художник-сценограф Максим Обрезков и художник по костюмам Виктория Севрюкова.

Сколько костюмов сменяет Алентова надо бы посчитать, и каждый из них подчеркивает фигуру Алентовой и статус Рубинштейн, ведь кроме всего прочего она именовала себя княгиней Арчил Гуриэли. Черно-белый парик, неизменная красная помада, массивные украшения, каблуки, перемещения со скоростью света и юмор – это женщина вне возраста. А сценография Обрезкова, создавшего модный, технологичный офис Рубинштейн, дает еще одну отсылку к ее новаторству в сфере косметологии и жажде жизни. Все в ее доме-офисе функционально, даже сейф, и все отражает бурный характер своей хозяйки.

История Рубинштейн, конечно, история успеха, но история в целом грустная. Встреча с Патриком – это обретение близкого человека, друга, которого не пугает ни характер, ни перепады настроения, ни несхожесть миров, в которых они обитают. Арден со своей стороны тоже умеренно чередует шпильки и подставы в рабочем плане с поддержкой женщина женщины. Тут мы никогда не узнаем как было на самом деле, но на сцене перед нами история о близости и доверии, и том, как сложно их сохранить.

Билеты

Текст Ольга Шишорина


COMMENTS ARE OFF THIS POST