READING

Фарфоровая реальность: завершение первой «Dance ре...

Фарфоровая реальность: завершение первой «Dance резиденции» в Новой Опере

Проект «Dance резиденция», дебютировавший на сцене Новой Оперы в сезоне 2021-2022 и представивший столичной публике ретроспективу творчества хореографа Татьяны Багановой и екатеринбургской труппы «Провинциальные танцы», завершился постановкой «Девушка с фарфоровыми глазами».

Эту постановку Татьяна Баганова создала в 2018 году, в год двухсотлетия хореографа Мариуса Петипа, отдавая ему честь и отталкиваясь от балета «Коппелия» (автор первоначальной версии Артур Сен-Леон, последующей редакции – Мариус Петипа), который в свою очередь вырос из новеллы «Песочный человек» Эрнеста Теодора Амадея Гофмана. Основная сюжетная нить и балета, и новеллы заключена в том, что юноша влюбляется в девушку, которая на самом деле красивая, но бездушная кукла. Правда, в «Девушке с фарфоровыми глазами» отсылок к первоисточнику всего – тексту Гофмана – оказалось больше, чем к вдохновлённому им балету. Эта постановка – танец, очищенный от балетной лёгкости и юмора, – полностью опутана нитями заблуждения и обмана «Песочного человека».

В «Девушке с фарфоровыми глазами» зрителей встречает героиня, которая, сидя за столиком и не замечая никого вокруг, придаётся утренним застольным церемониям. Размеренность и привычность её времяпрепровождения прерывают буквально сваливающиеся на сцену друг за другом и друг на друга полуфарфоровые девушки, которые постепенно будто оживают и протекают в сторону зрителя за медленно идущими мужчинами с невидящими глазами, затягивая её в свой мир.

Девушки – глянцевые картинки без личности и индивидуальности. Их жизнь – бесконечное селфи. Но и мужчины сродни им: они – похожие друг на друга современные бородачи – ещё пока на полпути к обезличиванию и обездушиванию. Все герои словно зомбированы обществом потребления, которое в ответ потребляет их самих. Но, если мужчины, приведённые к единому знаменателю, не зависят от кого-то, то безжизненные девушки подчинены мужской воле и словно живут чужой жизнью и смотрят на мир чужими глазами.

«Я ужасно одинока. Смотрю на мир твоими глазами»

Танец в этой постановке, роботизированный и резкий, с пружинящими телами и движениями, перемежается с более открытым и раскрепощённым, раскрывающим руки и движения, скользящим по партнёру и зависящим от него.

Если сравнить «Коппелию» и «Песочного человека» с «Девушкой с фарфоровыми глазами», то последняя оказывается зеркальным отражением первых двух. В балете и новелле Гофмана герой обманывается, принимая идеальную бездушную куклу за реальную девушку, и влюбляется в неё. А в конце, поняв свой промах, «просится» назад к своей невесте, которая пусть и не идеальная, но живая. В «Девушке с фарфоровыми глазами», как и в современных реалиях, живые и разные, наоборот, стремятся стать пластиковыми, идеальными и одинаковыми, чтобы не остаться одинокими. Ведь стоит им открыть свои истинную сущность, избранник быстро заменит на другую. Благо, недостатка в пластиковых девушках сейчас нет. Конвейер штампует их с исправной регулярностью.

Текст Юлия Фокина


COMMENTS ARE OFF THIS POST