READING

Лаборатория фантастики РАМТа: разнообразнейшие мир...

Лаборатория фантастики РАМТа: разнообразнейшие миры и взгляды

Формат лабораторий за последние годы стал почти что визитной карточкой РАМТа. Молодежный театр активно работает над поиском новых форм, новых для себя текстов и, конечно, режиссеров. Лаборатория, случившаяся в минувшем ноябре, была посвящена фантастике. Понятие, достаточно четко сформированное у каждого из нас в голове, здесь было максимально открыто к толкованиям и разнообразию используемых жанров. Главное для театра в этом творческом процессе найти для себя новые точки соприкосновения со зрителем и дать возможность молодым режиссерам, художникам, композиторам проявить себя. Что важно, творческий опыт в данном случае абсолютно не является критерием, важно лишь желание и способность заинтересовать своим предложением художественный совет Лаборатории.

 

Тайна третьей планеты (режиссер Юрий Алесин)

Первый эскиз – и уже одно из самых потаенных мест театра, трюм сцены. До этого зрители могли в нем побывать только на аудиоспектакле «Сто» и то ненадолго. Знакомая, любимая с детства «Тайна третьей планеты» и трюм корабля капитана Зеленого – вот то место, где мы проведем эти двадцать минут.

Все, конечно, помнят одноименный мультфильм, Птицу-Говоруна и космических пиратов. Здесь же нам напоминают о другой части этой большой истории. Капитан Селезнев, его дочь Алиса и бортмеханик Зеленый только летят на планету Блук, но их приключения уже начались.

Короткий, но задорный, искренний эскиз. Тот самый пример идеальной работы с воображаемыми предметами, когда ты, зритель, становишься ребенком, и начинаешь верить, что странной формы лизуны и воздушные шарики это прожорливые головасты, а в клетках за твоей спиной скрывается какая-то другая инопланетная живность.

В ролях Антонина Писарева, Алексей Мясников, Алексей Мишаков, Алексей Маслов

Посмотреть эскиз

 

В ожидании Годо (режиссер Егор Трухин)

«В ожидании Годо» в данном случае не только известное произведение Беккета (часть его), но и в рифму ему использован текст «Голоса пространства» Жерара Клейна. В итоге на Маленькой сцене родился идеальный дуэт и, кажется, уже абсолютно готовый спектакль. Он начинается, не начавшись. Опоздавший зритель долго, нелепо ищет свое место в забитом зрительном зале, все время что-то теряя и активно комментируя. Так как Александр Девятьяров мастер импровизации, ты этому веришь, как чему-то по-настоящему происходящему рядом. А затем случается «Годо». Два равновеликих партнера мастерски жонглируют текстом, пространством, зрителем. Время летит незаметно, и ты зачарованно следишь за этим бесконечным диалогом. И пусть Годо не придет, жаль по итогам лишь только, что ожидание вышло таким коротким.

В ролях Александр Девятьяров и Дмитрий Кривощапов.

Посмотреть эскиз

 

Отдельная реальность (режиссер Александра Петренко)

Наверное, самое неожиданное режиссерское решение – взять в качестве фантастики тексты Дона Хуана. Как говорит сам режиссер, это «интерактивное путешествие с фокусами и чудесами, в основе которого тексты Карлоса Кастанеды и Вадима Зеланда.

Надо сказать, это самый спорный и странный эскиз из всех представленных. Заявленный в самом начале вопрос «Кто ты?» мотивирует к работе со зрителем и уходу в ту самую ожидаемую за именем Кастанеды философию, но этого почему-то не случается. Да, есть условный разговор в формате «интервью», да, есть обещанные фокусы, но путешествие не складывается, а нагромождение деталей, наоборот, разобщает картинку.

В ролях Константин Юрченко и Виктор Цымбал

Посмотреть эскиз

 

Ходячий замок (режиссер Сойжин Жамбалова)

«Ходячий замок», местом обитания которого стало самое нестандартное (из официальных) пространство театра Белая комната, обращается не к исходной книге Дианы Уинн Джонс, а именно к мультфильму Хаяо Миядзаки. Обращается бережно, нежно. Кажется, что волшебная анимация Миядзаки настолько идеальна, что использовать ее как источник для театрального эскиза заведомое самоубийство. Но мы получили настолько чудесный эскиз, что от него натурально нельзя было оторвать глаз ни на минуту. Конечно, здесь многое сыграло то, что Сойжин работала с художником Надеждой Скомороховой, которая осмыслила мир Миядзаки и перенесла его на сцену так иронично и с любовью, что вопрос о сравнении не стоит. Совершенно восхитительны и очаровательны персонажи: очень четкий подбор артистов, при этом кроме главных героев остальные исполняют по несколько ролей за раз. Мастерски перевоплощающаяся из девушки в старушку и обратно Полина Лашкевич, байронический и при этом такой трогательный Андрей Гальченко в роли Хаула (чего стоит только сцена со слизью), красивейшая Диана Морозова, чья ведьма пустоши, как и положено навевает страх и трепет, и два помощника Хаула – сердитый занудный Кальцифер (очень смешной Иван Юров) и совсем мальчишка, но уже немножко чародей Майкл (Данила Богачев).

Сказка случилась, и побывать в ней радость.

В ролях Полина Лашкевич, Диана Морозова, Андрей Гальченко, Данила Богачёв и Иван Юров.

Посмотреть эскиз

 

Мой брат умер (режиссер Александр Локтионов)

«Мой брат умер» – это последний написанный Алексеем Балабановым сценарий, который он закончил за три дня до смерти. История двух братьев-близнецов: один родился мертвым, второй слепым – так они и ходят по земле вдвоем, неживой направляя невидящего. Очень тяжелая, черная история, отсылающая к самым тяжелым фильмам Балобанова своей безысходностью.

Жанр эскиза – открытая репетиция, режиссер (он же исполнитель главной роли) – поклонник творчества Алексея Октябриновича. И это чувствуется, история, которой мы становимся свидетелями, показана с большой деликатностью и знанием авторского языка. Очень неожиданно видеть подобную тематику в РАМТЕ, но тем больше уважения вызывает формат мастерской, который максимально выходит за рамки «похоже на нас или нет» и существует в любых предложенных реальностях.

В ролях Анна Тараторкина, Алексей Гладков, Александр Локтионов, Сергей Печенкин, Иван Воротняк

Посмотреть эскиз

По опыту прошлых Лабораторий один или несколько эскизов (порой не сразу) выбирались к дальнейшей доработке и постановке в рамках репертуара РАМТ. В Лаборатории фантастики, не будем скрывать, у нас тоже есть свои фавориты: «Ходячий замок», «В ожидании Годо» и «Тайна третьей планеты». Надеемся!

Текст Ольга Шишорина

 


COMMENTS ARE OFF THIS POST