READING

TheatreHD: «Лебединое озеро» Прельжокажа. Здесь ле...

TheatreHD: «Лебединое озеро» Прельжокажа. Здесь лебеди дики, здесь сказка умерла

Совсем недавно отгремели показы «Лебединого озера» Анжелена Прельжокажа на Новой сцене Большого театра в рамках Международного фестиваля современного танца DanceInversion, а зритель, не успевший или не имевший возможности это увидеть, уже спешит в кинотеатры. TheatreHD выпустили «Лебединое» в записи менее чем через неделю.

Это «Лебединое озеро» сложно назвать балетом, перед нами современный танец во всем его многообразии. Знакомые понотно мелодии Чайковского дополнены восточной музыкой и различными аранжировками, порой хочется пошутить, что перед нами техно-Ильич и все это некая вечеринка в условном Дубае (на такие мысли наводят и видеопроекция, и костюмы персонажей). ОАЭ не зря приходит первым на ум, ведь в новом прочтении колдун уже не просто злой волшебник, а олигарх, строящий нефтеперегонный завод на берегу озера, отец и мать Зигфрида его партнеры и разработчики, Одетта вроде как эко-активист, да и Зигфрид поначалу тоже.

Видео-дизайнер Борис Лаббе вкупе с художником по свету Эриком Сойе творят главную магию вечера: сцена под их воздействием постоянно меняет свои очертания, это VR-путешествие, где ты не сомневаешься ни в объемности, ни в настоящести происходящего. Чего только стоят дымовая завеса (туман на озере) и врастающие в небо башни кранов или небоскребов. Порой кажется, что мы в Готем-сити его не лучших времен, так гнетуще действуют эти серые стены. Дополняют этот морок ультрасовременные костюмы Игоря Чапурина: сейчас время принцев на стиле в спортивных костюмах и кроссовках (и, кажется, это очень удобная обувь для танца), а злые колдуны, сменив малиновые пиджаки на кожаные плащи, остальную узнаваемую атрибутику оставили при себе.

Самое яркое в этой истории – как переиначено все с ног на голову и как все это остросоциально и сатирично. Нежная, плавная музыка Чайковского и рубленные, резкие движения там, где раньше были возвышенные па. Лебеди дики и кусачи, вопросы здесь решают не в танцевальном споре, а в натуральной стрелке трое на одного, а Одилия не скрывает своего презрения перед мальчиком, который ей так неинтересен, но необходимо его окрутить. Здесь в неаполитанском танце две однополые пары, в испанском легкий садом, а отношения Зигфрида с семьей отсылают к мифу об Эдипе. О недивный новый мир.

Родителям Зигфрида уделено очень много сценического времени, и, кажется, такое художественное решение в истории «Лебединого» впервые. Очень колоритная пара Батист Куасье и Клара Фешель царят в своем светском обществе: он – вожделеющий власти, богатств и дружбы с колдуном-магнатом, она – единственная связующая нить между сыном и отцом. И ведь правда: отец в демоническом черном, Зигфрид весь в белом, и она между ними в серых, серебряных цветах. Надо ли говорить, что к концу вся палитра станет черной полностью?

Благодаря тому, что это не живое выступление, а запись, каждый может увидеть часто теряемую часть представления – мимику артистов. Здесь она богата. Царит над всеми, конечно, длинноногая Одетта-Одилия Теа Мартен, мимика которой роскошна. Конечно, Одилия ярче, и ее демоническая сущность просто плещется через край, а в виде лебедя Одетта намеренно теряется на фоне своей стаи. Ее не отличить, костюм такой же, такие же движения. Еще одно подчеркивание той простой истины, что из этой случайной встречи не могло появиться столь глубокое чувство. Озеро и Одетта с подругами обречены.

Билеты

Текст Ольга Шишорина