READING

TheatreHD: Красное и черное. Роскошь и красота...

TheatreHD: Красное и черное. Роскошь и красота

Пьер Лакотт, признанный балетмейстер и реставратор старинной хореографии, в сезоне Парижской оперы 21/22 представил миру свою новую постановку – балет «Красное и черное» по одноименному роману Стендаля. Сценография и костюмы также его рук, а это более 400 вдохновленных эпохой Реставрации костюмов (и 150 собственноручно отрисованных эскизов) и 39 полотен декораций. А если простыми словами – пир для глаз и просто роскошь.

Девяностолетний маэстро сказал, что это будет его последний спектакль (надеемся, что нет). И вот четыре года работы, пандемия, проблемы финансирования и перед нами три часа чистой красоты. По словам Лакотта «спектакль должен быть французским до мозга костей», и воистину это так. Все, что вы только могли представить из картин и литературы, все оживает на сцене Оперы Гарнье. А российскому зрителю подарок, как обычно, делает проект TheatreHD – это пятнадцатая постановка Парижской оперы, которую мы можем увидеть благодаря им.

История амбициозного красавца Жюльена Сореля, стремящегося занять положение в обществе, его трагические романы с госпожой де Реналь и маркизой де ля Моль – все это хорошо знакомо. Либретто достаточно четко следует канве романа, подсвечивая все основные вехи истории. Сам Лакотт объясняет свой интерес к этому произведению тем, что здесь очень четкий протагонист и в целом персонажи очень явно прописаны, а значит, каждый на сцене может иметь свой стиль. А как русскому зрителю хочется добавить, что, смотря «Красное и черное», осознавая, что это сцена Opera, ты понимаешь, что этот балет не может не существовать во Франции. Это как в России не ставить наших классиков.

Все еще немного непривычно, но даже в балете сейчас проявляется слепой кастинг: например, один из сыновей мадам де Реналь афроамериканец. Это чуть странно смотрится в декорациях, олицетворяющих 19-й век, ибо мы вроде бы наблюдаем и соблюдаем намеренно исторический срез, но при этом ему же противоречим.

В роли Жюльена этуаль Уго Маршан, уже знакомый нам по «Сну в летнюю ночь» Баланчина, где он исполняет партию Оберона. Здесь он танцует Сореля в пару с не менее знакомым зрителю TheatreHD по балету«Парк» Матье Ганьо. Изначально в трансляции должен был танцевать Ганьо, но получил травму. Уго Маршан, кажется, сам немного Сорель. Как потрясающе он передает все нюансы его личности, эмоции и падения. Надменный уверенный в себе красавец вдруг становится потерянным юношей, нежным любовником, ослепленным местью, кем угодно. А каков он в сцене казни. И очень эффектно, интересно специально ли, но он возвышается над кордебалетом с видом победителя почти в каждой сцене, ведь рост Маршана 190 см.

Этуаль Доротея Жильбер в роли мадам де Реналь не менее приковывает взор. А их дуэты – это безупречное сочетание красоты движения и пластики тела.

Интересен образ служанки (Роксана Стоянов): вся история движется ей как злым гением Реналя. Вся в черном, юркая и стремительная, в противовес обеим романтическим интересам Жюльена, она будто являет собой образ злобы и зависти.

Весь балет – это эстетический восторг. Здесь все продумано до мелочей, каждый цвет не случаен, каждый персонаж и правда имеет свой стиль, и стиль этот отражает его положение в обществе. Ленность загородного дома де Реналя и его скучающие, воздушные гости, почти механическая четкость послушников семинарии, надменность движений на приеме у маркиза – все очень четко. Единственное, сцены в семинарии, где хореография и костюмы немного отсылают к танцам дервишей, могут вызвать неверные мысли и волнения. Даже полотна декораций, задники сцены не выглядят плоскими, что часто бывает в балете. Мы понимаем, что они нарисованы, но это абсолютное 3D-пространство. Плюс очень интересно решение с видеофрагментами. «Красное и черное» достоверно посекундно, и как прощальный привет мастера, филигранно.

Билеты

Текст Ольга Шишорина