READING

Дела давно минувших дней, или «Записки Черномора» ...

Дела давно минувших дней, или «Записки Черномора» театра «Трикстер»

Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория» в этом году впервые представил абсолютно детский продукт. И не просто в качестве отдельно взятого спектакля, а в виде полноценного фестиваля – Первого международного детского фестиваля современного искусства «Территория.Kids». В рамках него было показано множество спектаклей для детей, выходящих за рамки классического театра. И одним из таких спектаклей стала совместная работа театра «Трикстер» и Центра драматургии и режиссуры – «Записки Черномора» по мотивам поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Моноспектакль «Записки Черномора» начинается шаманскими танцами актёра Сергея Мелконяна, единого во всех лицах и обличиях. Они сразу и окунают в дела давно минувших дней и историю пушкинских Руслана и Людмилы. Но сначала перед зрителями предстаёт сам Черномор. Это он закручивает эти трансовые пляски и запускает повествование. Когда же того потребует сюжетная линия, Сергей с помощью космоделических костюмов преобразится и в Руслана, и в Людмилу.

Постановка гармонично сочетает в себе театр разных жанров: здесь есть и видеопроекция, показывающая гигантскую Голову, берегущую меч, которым можно победить Черномора; и театр теней, создающийся и прямо на глазах (поставленные на крутящуюся пластинку бумажные крошки-герои отбрасывают огромные тени на задник) и заранее подготовленный и лишь показываемый зрителям; и видео игра, в которую попадает Руслан в финальном броске в поисках любимой.

Часть спектакля забирает на себя интерактив со зрителем. Это происходит, когда появляется потребность в расширении количества персонажей на сцене. И этот интерактив, на удивление, совсем не кажется детским утренником, где он всегда – неотъемлемая часть действа, чтобы юная публика не заскучала. «Записки Черномора» благодаря харизме и полному погружению Сергея Мелконяна в свои образы скучать и так не позволяют. Но вернёмся к интерактиву: здесь он естественная и неотъемлемая часть спектакля, в которую просто вписываются новые частники. Удаётся это во многом благодаря юмору: глобальному, который проходит через всю постановку, и личностному, позволяющему Сергею импровизировать в ответ на обстоятельства и поведение новых героев, не выбиваясь из общей стилистики спектакля.

Но сколько бы дополнительных участников ни было привлечено и вовлечено в спектакль, это не делает его менее моноспектаклем, как оно и заявлено. Помимо непрекращающейся актёрской жизни главному герою приходится передвигать сценические конструкции, выдержанные всё в той же, что и костюмы, космоделичиской стилистике, которая в принципе присуща работам театра «Трикстер». Всё это и сплетается в один клубок, из которого и сшивается полноценный спектакль: смешной, семейный, современный.

Режиссёру Вячеславу Игнатову удалось одновременно и остаться в канве текста Пушкина, и наполнить спектакль юмором (отнюдь не высмеиванием) и современной подачей. Черномор предстаёт вовсе не злодеем, а жертвой обстоятельств и себя былого, что позволяет зрителям посмотреть на известные обстоятельства с иной стороны и поверить, что не только внешнее добро всегда побеждает зло, но и внутреннее светлое «я» обязательно преодолеет «я» тёмное.

Билеты

Текст Юлия Фокина