READING

«Сны моего отца»: спектакль, который не забыть...

«Сны моего отца»: спектакль, который не забыть

«И всякий раз, не повстречав отца,
я просыпаюсь, оттого что плачу»

Борис Рыжий

«Сны моего отца» Егора Перегудова поселились на сцене РАМТа еще в конце прошлого сезона. Большую сцену во время этого спектакля не узнать. Во-первых, мы на ней, что для этого театра не ново, но, если вы не завсегдатай РАМТа, есть большой шанс потеряться в пространстве. Зрительный зал помещен на круге сцены, боком к классическому залу (он, казалось бы, наглухо закрыт занавесом), перед зрителями – небольшая сцена, через нее мы и проходим на свои места. Кажется, все так и будет. Выходит сам Егор и дает небольшую инструкцию по технике безопасности: где расположены выходы, если вы почувствуете себя нехорошо, как выход осуществить и, самое милое, про дым-машину. «Считается, что, если глубоко ими дышать спектакль воспринимается легче». Забегу вперед, ближе к концу действия начинаешь и правда осознанно их вдыхать почти на автомате, ибо где-то в голове бегает мысль, что, не вдохнув, потеряешь еще какую-то грань.

«Сны моего отца» основаны на рассказах Романа Михайлова, писателя-математика, который в своей прозе рассказывает о различных размытых мирах внутри и вовне человека. Рассказы Романа теперь в обязательном списке к прочтению, но про спектакль уже точно можно сказать, что это место, где реальность сталкивается с абсурдом, плавно перетекает в сюр, и все на выходе хочется назвать магическим реализмом. Плюс этот мир царит в 90-х. Смесь адская, почти бомба из подручных средств на коленке. И эта бомба взрывается рядом со зрителем, оглушая, сбивая с ног, оставляя в душе осколки, которые продолжают свое движение к цели и после спектакля. Ты не можешь перестать о нем думать, ему верить и в нем существовать.

Этот стройный алогично-логичный мир становится и твоим другом, и твоим страхом, а главное – ожившей реальностью. Очень помогает сценография: итак, мы уже на круге сцены, и здесь вспоминаем комментарий на сайте о повышенной чувствительности вестибулярного аппарата. Да, сцена будет оживать, двигаться, ускоряться – это почти VR-путешествие. Такой театр дополненной реальности, а в потрясающе красивой сцене, где сбудется мечта героя Дмитрия Кривощапова, ты чувствуешь себя тем самым диском на диджейском пульте, безвольным и просто повинующимся.

О «Снах» хочется говорить много и подробно, обсуждать, смаковать, но делать это с еще не посмотревшим – преступление. Вы украдете у будущего зрителя очень много эмоций и неожиданностей. Все начинается со встречи отца (до миллиметра точный Владимир Василенко) и сына (Максим Керин). Когда-то отец их покинул, и в жизнь Володи пришел отчим (колоритный Сергей Чудаков), и теперь, уже взрослый, Володя приезжает к нему в незнакомый город. Забитый, неловкий, уставший отец всю жизнь занимается сложным, неблагодарным делом: забирает плохие сны других людей на себя. И вот почти первый вопрос: «А ты видишь сны? Какие?» Дальше мы провалимся в сны и воспоминания, чьи – уже вторично. Появятся друзья детства Урод (Денис Шведов) и Диджей (Дмитрий Кривощапов), под нехитрую мантру «ты – диджей, я – Володя, мы за ложками едем» друзья по просьбе Урода отправятся в путь.

«Это история о кризисе информационного общества: ты никогда не будешь знать, где правда», – так рассказывает об истории Перегудов. Ровно так, ведь каждая новая сцена вносит разлад в наш нелегкий паззл истории, и снова ничего непонятно, все опять падает с ног на голову. «Война – дело внутреннее!» – раз за разом повторяется со сцены, и у каждого она своя. Градус сумасшествия растет, ты перестаешь кому-либо верить и просто очень переживаешь за этих двух ребят, которые проходят свой путь героя. Их ждут «люди недалекие, в себе плавающие», целый мир опасностей и зазеркалий – человек войны (Олег Зима), Ефрейтор (Александр Гришин), человек пути (Иван Воротняк) и разбросанные люди тайн (Диана Морозова, Людмила Пивоварова, Виталий Тимашков).

Хочется сказать, что артисты герои. Не только из-за физической сложности спектакля и его сценографии, но и из-за глубины той хтони, в которую мы с ними ныряем. Мы ныряем единовременно, а они ее проносят на себе. Кажется, выйдешь на улицу и там тоже тебя обступят люди-голуби (они же «люди тайн) со стеклянными глазами. И как гласит одна из надписей по кругу зрительного зала: «Надо срочно увлечь себя, а то пиздец»

Кажется, как и любимый зрителями перегудовский «Один день в Макондо», это еще одно наркотическое действо. Ты выходишь на улицу и хочешь обратно в этот сумасшедший, но такой настоящий мир.

Билеты

Текст Ольга Шишорина