READING

Спектакль «В.»: смыть грим и увидеть просто челове...

Спектакль «В.»: смыть грим и увидеть просто человека

На прошедшем в Москве Международном театральном фестивале моноспектаклей SOLO театр Ненормативной Пластики из Санкт-Петербурга представил спектакль «В.» по книге Александра Вертинского «Дорогой длинною». «В.» – неожиданный формат спектакля о Вертинском, предельное обнажение души, отрывки воспоминаний, из которых постепенно складывается в единое целое жизнь артиста с раннего детства и эмиграции до возвращения на Родину.

Кромешная тьма и тишина. Зал замер в ожидании. И вот вспыхнувшие софиты выхватывают из темноты обнаженную мужскую фигуру. Мы слышим голос. Не читающий, а как-то надрывно трубящий текст письма, где просит пустить его на родину. Это письмо Александра Вертинского. Оно адресовано Молотову, министру иностранных дел СССР, и написано по совету военного разведчика Иванова. Это письмо было единственным шансом Вертинского на возвращение, и этот шанс он не упустил. Обнаженной натурой сейчас никого не удивишь. И да, мы не удивляемся. Мы просто не видим. Голый человек перед нами – это голый нерв, квинтэссенция беззащитности перед тоской и неопределенностью, страхом неизвестного будущего и невозможности выносить настоящее. Прокричав письмо, человек сходит с помоста и облачается в белые одежды, наносит грим и перед нами уже сам Вертинский в своем авторском, узнаваемом образе.

Двадцатый век полон драм, тоски и мистицизма. Миллионы людей попали в жернова истории, но продолжали и продолжают жить и творить. Сергей Азеев, как медиум на сеансе спиритизма, показал зрителям одного из великих людей того времени. Показал, как простого человека, а не тот творческий образ, к которому все привыкли. Именно так и задумывал режиссер Роман Каганович.

Микрофоны, вспышки камер, фиксирующие самые узнаваемые позы великого артиста, слова, складывающие в пазл мгновения жизни – это Вертинский дает интервью невидимому собеседнику. Мимолетные воспоминания о смерти матери, похороны отца, годы в тумане кокаина, служба в санитарном вагоне во время Первой мировой войны, эмиграция в Константинополь, жизнь в Европе и еще много других моментов жизни вплоть до возвращения в СССР, где власти долго делали вид, что такого артиста не существует. Вертинскому удалось вернуться на Родину, но обрести настоящее счастье он смог лишь тогда, когда был признан здесь.

«… — Кто этот Брат Пьеро? — спросил Господь Бог, когда ему докладывали о делах человеческих. — Да так… актёр какой‑то, — ответил дежурный ангел. — Бывший кокаинист. Господь задумался. — А настоящая как фамилия? — Вертинский. — Ну, раз он актёр и тридцать пять тысяч перевязок сделал, помножьте всё это на миллион и верните ему в аплодисментах. С тех пор мне стали много аплодировать. И с тех пор я все боюсь, что уже исчерпал эти запасы аплодисментов или что они уже на исходе…» Но боялся Вертинский зря, аплодисменты не заканчиваются до сих пор…

Билеты

Текст Катерина Брушлинская