«Головлев»: спектакль о нелюбви

«Головлев» Тверского ТЮЗа – тонкая инсценировка романа Салтыкова-Щедрина. Солирует тут заслуженный артист России Александр Романов. Режиссер и автор инсценировки Вероника Вигг ведет рассказ о семье Головлевых от лица Порфирия, Иудушки – среднего сына Арины Петровны.

Мир Головлевых холоден, в нем нет любви, а люди гаснут один за другим, будто звезды августовской ночью. Александр Романов, обладая очень «положительной», доброй наружностью, играет всем известного Порфишу, который по очереди выживает и переживает своих родственников. Благодаря контрасту внешности, в целом образа и скользко-щемящего чувства, которое не покинет, если вы читали произведение, складывается общая мрачная, но завораживающая картинка.

Эффект полного погружения в темный мир Головлевых достигается благодаря камерности происходящего на сцене. В Твери на сцене ТЮЗа спектакль идет для 25 зрителей, в рамках фестиваля SOLO зрителей было больше, но интимный рассказ Порфирия, такой складный, елейный, логичный и оттого еще более мерзкий, обволакивает зрителя.

Морок Головлевского быта и жизненного уклада начинает действовать удушающе и хочется, чтобы происходящее скорее закончилось. Хочется проснуться и понять, что это был кошмар. Тут никто никого не любит. Мать не любит детей и потихоньку прощается с каждым, сын, являясь зеркалом матери, губит равнодушием родных. Мастерски сделанный персонаж завораживает. Наблюдать за игрой Александра Романова – одно удовольствие. Его Порфирий – живой человек, его мотивы понятны, ему не сочувствуешь, но понимаешь, почему он вырос таким.

Актер увлекает зрителя в игрушечный мир Головлева. В игрушечных домиках в виде игрушечных медведей живут его родные. По игрушечной железной дороге идет поезд его жизни. Как с игрушками, легко Порфирий прощается один за одним с отцом, братьями, сестрой, племянницей, матерью. Вокруг него только пустая мертвая земля.

«Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина, написанные почти полтора столетия назад, сегодня в эпоху осознанности, психотерапии и духовных практик – выглядит злободневно. Герой так и не разобрался со своим внутренним ребенком, не получил необходимой каждому материнской любви и заботы, поэтому несколько раз на протяжении спектакля, он вновь и вновь возвращается к ней. Спрашивает у звенящей тишины будто у Арины Петровны: «Ну почему ты молчишь?». Ответы на вопросы Головлева каждый зритель определит сам, прислушавшись к своему внутреннему ребенку.

Однозначно достойная сплоченная работа режиссера и актера может стать прекрасным дополнением посещения Твери. Кажется, вдали от Москвы, спектакль должен ощущаться еще острее и трагичнее.

Текст Карина Чаплинская