READING

«Собака с дамочкой». Нет, это не оговорка, а хулиг...

«Собака с дамочкой». Нет, это не оговорка, а хулиганский привет Чехову

На малой сцене ШДИ поселилась Собака. Собака идет вкупе с Дамочкой, ее внезапным ухажёром, своей собственной лирической историей и проблесками курортного сумасшествия. А еще тень Белой армии, сестры в количестве трех и даже Кошкин дом – все это немножко Чехов и множко создатель спектакля «Собака с дамочкой» Гоша Мнацаканов.

Гоша Мнацаканов, студент 5 курса режиссерского факультета ГИТИСа мастерской Женовача, представил в «Школе драматического искусства» свой дебют. В плане театра на сезон 2021/22 ставка на молодых: зрителей ждет целый ряд премьер от студентов мастерской Сергея Женовача и выпускниками мастерской Александра Галибина и Игоря Яцко. О первой премьере проекта, «Рулетенбурге», мы уже писали.

История вроде бы о собаке, если верить названию, но история получилась шире. Собака в исполнении Александра Антипенко (у вечно молодого Григория, оказывается, уже вырос взрослый сын, поступил в СТИ и очень-очень хорош) является лишь рассказчиком, а в целом это размышлизм о жизни нашей с вами. Монолог автора с вкраплениями чеховских линий, с большими приветами нашей с вами реальности и взаимоотношениям.

Кажется, у молодых режиссеров есть два столпа для вдохновения – Бутусов и Крымов. Здесь многое напоминает Крымова: хитросплетения авторских и канонических текстов и интонаций, некий сюр происходящего, а Анна Сергеевна, Дамочка в исполнении Алины Ходжевановой, так просто говорит с узнаваемыми интонациями музы Крымова Марии Смольниковой. Но можно подражать, а можно вдохновляться. Здесь получилось хорошо, почти без ярлыков, и авторское высказывание не теряется за формой. Лишь только неприкаянный Почтальон непонятно куда едет и что хочет сказать. Такое вот своеобразное посвящение Мастеру на сцене, которую он вынужден был покинуть.

«Собака с дамочкой» – во многом история про отношения мужчины и женщины. Место действия – все та же Ялта, время определить невозможно. Очень узнаваемые приметы нашего быта, будь то пластиковые пакеты для пляжного похода или итало-диско, могут случиться как сейчас, а могут быть приветом из 90х. Это неважно. Важно, что режиссер, для которого это первое большое высказывание, умеет очень четко подмечать жизнь и говорить о ней одновременно и смешно, и с некой неизбывной тоской. И если за комическое в первую очередь ответственен дуэт Максима Маминова (Дмитрий Гуров) и Алины Ходжевановой (Анна Сергеевна), и оба они прекрасны, то за лирику здесь рассказчик. Нельзя противостоять собаке в ее непосредственности и щенячьем обаянии, и здесь мы наблюдаем какую-то лучшую реинкарнацию булгаковской истории. Будто бы Шарик стал философом, наблюдателем с большой буквы Н, но не потерял собачьих повадок и грации. Эту «собаку» Александра Антипенко можно ставить в пример начинающим артистам.

Бром Исаевич, так зовут Собаку, встретит Каштанку, кафе «Калигула», где нелепый Гуров будет строчить пулеметными очередями своих историй в неживую Анну Сергеевну, переименуется в «Кафку», случится ария «Мизерере» с креветкой на руках, куда-то опять пробегут белые и много другого сюра. И это прекрасно. Спектакль, состоящий из множества мини историй и смыслов, состоялся.

PS. Не оставляете деревьев после себя… как оказалось, это жестоко.

Билеты

Текст Ольга Шишорина