«Дни Савелия». Шедевр одним словом

Когда выходишь со спектакля «Дни Савелия» хочется молчать, даже не молчать, а именно хранить тишину. Дивный подарок получил театр в год своего юбилея (мы уже все запутались в датах, слишком их много круглых скопилось у РАМТа). «Дни Савелия» называют спектаклем-странствием, и даже этот подзаголовок объемен. Это и странствие зрителей по всем закоулкам театра (ох сколько всего потаенного и не очень становится доступно взгляду), это и странствие кота Савелия и окружающих его героев, и наконец – это твое личное странствие по своей душе.

«Дни Савелия» своим рождением обязаны Виктору Панченко, который с этой книгой пришел к Марине Станиславовне Брусникиной, и она, ранее говорившая, что не будет ставить в других театрах кроме родной Практики и МХТ, на наше счастье согласилась. И вот собраны ее рамтовцы, снова разложен текст на многоголосье и снова она сделала произведение глубже, чем оно есть. Кроме старой гвардии брусникинских спектаклей, есть и новое лицо – для Антонины Писаревой, только-только принятой после выпуска в труппу театра, это первая работа. Очень интересная артистка, а диапазон голоса так просто заслушаться.

«Дни» – в первую очередь большой подарок для артистов. Создается ощущение, что все они нашли для себя что-то новое, как-то еще по-другому проявили себя. Они не боятся рисковать, и это относится не только к физическим экзерсисам (за Блохина в окне в роли попугая вот правда страшно), но и к пресловутому внутреннему нерву. Действие разбегается по закоулкам, растекается ручейком, но каждую секунду, связано с ними сейчас происходящее или нет, они включены и существуют в моменте. По факту эту постановку можно минимум смотреть раз девять (по числу артистов), чтобы уследить за хитросплетениями и героями. А если в конце вы не смогли выглянуть из «окна» Белой комнаты, так просто сразу идите и покупайте билет заново, ибо вы не увидели Финал.

Книга Григория Служителя вышла уже достаточно давно, и все заинтересованные уже ее прочитали, поэтому разговор о финале не будет спойлером. Савелий уходит за Гретой, такой пронзительной сцены, кажется, фойе и большая лестница РАМТа не видели никогда (и даже с учетом «Береники»). С любимыми не расставайтесь. Наверное, странно говорить и немного оксюморон, но именно благодаря спектаклю про кота, где он в конце кончает жизнь самоубийством, ты начинаешь верить, истово, в существование иного мира, где могут быть счастливы разлученные.

Виктор Панченко обычно играет на пределе, и ты во всех спектаклях восхищаешься его глубиной, но как он смотрит в этом спектакле, особенно на героиню Даши, это запредельно. За глаза Панченко в конце душу можно продать, чтобы хоть несколько минут на тебя кто-то так смотрел. А здесь еще актерская чуйка: найти такой материал для себя и товарищей.

В спектакле много пасхалок и спрятанных историй. Вот, например, момент, когда Савелий с сестрами и мамой идет в гости к тете (действие происходит в Большом фойе). В какой-то момент обнимая сестер он рассуждает о будущем, что и кого ждет, и это вылитый финал «Покровских ворот» и монолога Костика. «Всё! Партия переходит в эндшпиль, и играть его, девушки, буду я!» И вот дальше Савелий уже будет один. А вдалеке за стеклянной дверью ему кажется девочка, показывает язык, машет. И вроде бы это совершенно другой персонаж, но можно уже угадать, что именно Даша Семенова будет играть Грету.

«Дни» хочется пересматривать и пересматривать, пусть в конце вам будет тошно и больно. Спектакли Брусникиной все как один обладают этим целительным и обеззараживающим эффектом. Душевные нарывы вскрыты, промыты и ты можешь идти дальше, новый, здоровый и как-то другой внутренне. Спасибо вам всем за эти два часа сосуществования.

p.s. Одевайтесь теплее.

Билеты

Текст Ольга Шишорина