READING

Pasionaria: инопланетное завершение фестиваля Cont...

Pasionaria: инопланетное завершение фестиваля Context. Diana Vishneva

Фестиваль Context. Diana Vishneva, наполненный в этом году в основном российской программой, открывался и закрывался иностранными гостями. Начинали эстонцы Fine5 Dance Theatre, а испанский коллектив La Veronal, хореограф Маркос Морау и постановка Pasionaria («Пассионария») громко и футуристично завершили фестиваль. Работы Маркоса Морау знакомы российской публике. Фестивали Context. Diana Vishneva и DanceInversion ранее уже привозил его постановки. А потому публика знала, чего ожидать, и ждала испанцев.

Либретто заранее готовит зрителей и рассказывает, что Пассионария – это не что иное, как иная планета, населённая похожими на людей существами, которые вовсе даже и не существа, а гаджеты. И если термин «гаджеты» рождает в голове некие технические параллели и ожидания, что движения этих самых гаджетов будут подобны движениям роботов, замедленными и ритмичными, то на деле так и оказывается с той лишь поправкой, что создаётся впечатление, что в их телах будто и нет костей, настолько они текут и переливаются из одного роботоподобного движения в другое. И вроде бы гаджеты костей и не предполагают, но вот люди, их воплощающие, – вполне.

фото: Alex Font

Обрисовать персонажей, их странный человеческо-нечеловеческий вид, суть их несуразных действий – сродни невозможному: они сменяют друг друга на сцене, сутолочно перемещаются, резво звонят по телефону, торопливо выбегают вовне, при этом оставаясь эмоционально безучастными к тому, чем заняты в каждый конкретный фрагмент времени. В какой-то момент, совершенно не позволяющий ухватить то место, где он начался, события повторяются в пугающем ритме, не дающем тебе сразу угнаться за героями: они проносятся мимо тебя, сменяя друг друга, а ты думаешь, не сошёл ли ты с ума, или это и впрямь уже было, и не раз. Многие их перемещения и взаимодействие друг с другом сопровождает трещащий сквозь радиоволны или гаджетовскую оболочку персонажей голос, который и музыка, и признак некой толики жизни, барахтающейся в каждом из них.

Сценография тянет на себя много акцентов, но не перетягивает лишнее, помогая композиции сложиться в единое целое. Вроде бы всё просто: пространство сцены диагоналит лестница, на заднем плане – окно и, по большому счёту, на этом всё. Но эта лестница – практически участница действия, так часто исполнители взмывают по ней то вверх, то вниз, свисают с перил, пугая длинными конечностями, живущими отдельной от тела жизнью. Картины за окном, меняющиеся неожиданно для зрителя, занимательны не меньше происходящего на сцене: луна – то маленькая точка, то вот она закрыла собою всё пространство за стеклом, а вот мириады звёзд, в которых буквально утопает тот дом, чьё окно на них и смотрит. И в этой гармонии действия и увлекающей сценографии, цепляющей, но не отвлекающей от главного, создающей обрамление и фиксирующей внимание на том, что внутри, заслуга самого Морау, который не только хореограф, но и режиссёр, увлекающийся фотографией.

фото: Alex Font

В дополнение – вычерченная иллюминацией рамка сцены словно обозначает экран, а значит фильм то ли о неведомой планете, то ли о нашем будущем. Впрочем, и о том, и о другом смотреть занимательно.

Текст Юлия Фокина