READING

Вечер проб, ошибок и побед: молодые хореографы на ...

Вечер проб, ошибок и побед: молодые хореографы на Context. Diana Vishneva

Недавно завершившийся фестиваль Context. Diana Vishneva в этом году представил новшество – Вечер современный хореографии. Финалисты и победители Конкурса молодых хореографов разных лет получили возможность создать новые проекты при полной технической и организационной поддержке фестиваля. На сцене «Гоголь-центра» свои работы показали три российских хореографа: Эрнест Нургали (победитель Конкурса молодых хореографов 2020 года), Анна Щеклеина (финалистка и участница Конкурса 2018 и 2019 годов) и Ольга Лабовкина (победительница Конкурса 2017 года).

Первым свою работу «Без имён» представил Эрнест Нургали. И хотя постановка была заявлена как диалог артистов друг с другом, это было скорее их общение со зрителем. И в этом не было бы никакой отрицательной ноты, если бы также заявленные потаённые желания и впрямь вырывались из недр тел рассказчиков. Но по факту это был околоклассический танец не только без перчинки, но и без изюминки.

Три девушки и три молодых человека (в этих исполнительских рамках выдержаны и две последующие постановки), выйдя на сцену с кубами и усевшись на них, представляют некое подобие встречи анонимных кого-нибудь (а вот кого именно, осталось эмоционально недосказанным). Они одновременно начинают движения, объединённые одной темой (руки-корпус), но различные у каждого. Но даже когда они оторвались от кубов и встретились друг с другом в некоем подобие разговора, происходящее на сцене не стало более интересным.

Контрастной по сравнению с первой постановкой стала следующая – «Ренессанс 2021» Анны Щеклеиной. Если первая оказалась серым полотном, никак не выделяющимся среди множества прочих, то вторая в своей претензии на оригинальность вышла за рамки «красивой бредовости», потеряв в этом определении именно прилагательное.

А как всё многообещающе начиналось: полупрозначное полотно с красными пятнами, на фоне которого дефилируют исполнители, неся накладные животы как некий символ зарождения и перерождения, сопровождаемые вместо музыки биением материнского сердца. Создалось приятное, но обманчивое впечатление, что вот, наконец, рефлексия не по поводу пандемии, а на тему себя в этом мире и в самом себе.

Но сорванный занавес похоронил под собой не только исполнительницу, сдёрнувшую его, но и все надежды на удачу этой постановки, которая дальше переросла в бессмысленное ползание артистов по сцене и валяние их в/на/под этой клеёнкой, которая не только ярко шуршала, но и ярко пачкала тела исполнителей. На этом «ярко» в этой части закончилось.

Вечер буквально спасла Ольга Лабовкина и её почти киношная постановка «Не будите спящую собаку», в основу которой положена пьеса Джона Пристли «Опасный поворот». При прочих равных (каждая из трёх одноактных постановок создана специально для фестиваля в соавторстве с российскими и зарубежными композиторами, художниками и сценографами и показана шестью исполнителями) Лабовкиной удалось нащупать ту острую грань между оригинальность и абсурдностью, колко пройтись по ней и шагнуть с неё именно в сторону оригинальности, оставив абсурдность за чертой антракта второй постановке вечера.

Застывшие люди, двигающаяся мебель – элементы, которые открывают эту постановку. Каждый из героев будто и не живой, а всего лишь запись дребезжащей вокруг них грампластинки. Вздохи, вскрики, стуки – ниточки, тянущие то одного из них, то всех сразу, что и порождает движение танцовщиков: полурезкие и полузамедленные.

Шагающая армия стульев, подгоняемая светом; треугольный луч, рождающий монохромные кадры; стол, объединяющий вокруг себя героев, тщетно пытающихся разобраться в обстоятельствах и окружающих – всё это добавляет киношности и без того киношной истории.

И вся эта полузамедленная и полурезкая картинка разрывается в конце громкими криками, ломающейся мебелью и множеством лучей, разрезающих сцену – хороший кадр, завершивший и удачную постановку, и относительно удачный вечер.

Текст Юлия Фокина