READING

TheatreHD: Ромео и Джульетта. Нежные, ранимые, зас...

TheatreHD: Ромео и Джульетта. Нежные, ранимые, застенчивые, живые

«Ромео и Джульетта» – еще одно уникальное творение Национального театра. Вслед за «Дядей Ваней», снятом при пустом зале, эта трансляция также готовилась без зрителей, и период ее подготовки занял целых семнадцать дней. Получился и не спектакль, и не фильм, а какое-то полное погружение в мир Шекспира.

Кажется, что герои говорят прозой, кажется, что великую трагедию немного подсократили, оставив лишь самую ее суть и соль. Меркуцио лишен своего известного монолога, зато обрел свои пять минут любви с ранее другом Бенволио (единственная странная вольность авторов, простительная в наших реалиях). В семействе Капулетти царит матриархат: всем правит мать Джульетты, роскошная Тэмсин Грег, а уже отец с кормилицей утешают непокорную дочь. Отец Лоренцо выступает и хором, повествуя всю историю, и своим же гонцом в Мантую, и даже открытым делателем ядов до того, как это стало необходимо по сюжету. Ромео здесь явственнее обычного чувствует рок и заблаговременно, еще до встречи с Джульеттой, стаскивает со стола в келье заветный пузырек. Уже привычный слепой кастинг, и одна из самых коротких, кажется, постановок.

Одна из самых интересных постановочных задумок: показать и закулисье спектакля, и как бы реальную сценическую жизнь. Вот точно артисты в обычной человеческой одежды бросают партнерам реплики, тренируют движения, склейка, и настоящий спектакль. В мгновение ока нас переносит то туда, то обратно. И кто же они, Ромео и Джульетта? Великие влюбленные, погибшие в склепе, или те мальчик и девочка из века двадцать первого, кружащиеся вокруг стеллажа с масками и все еще счастливо-живые. Безумно интересно, каким бы был спектакль, если бы его ждала базовая сценическая судьба. Наверное, совершенно иным. Здесь же нам дарят невозможный ранее подарок: мы вместе с героями исследуем помещения Национального театра, заглядывая во многие потаенные уголки. Режиссерские решения Саймона Годвина, который давно зарекомендовал себя как мастер постановок по классическим произведениям, и операторская работа здесь завораживают. Некое ноу-хау, которого не было раньше, и будущие повторения его будут лишь цитированием «Ромео и Джульетты».

Каст блестящий, но, главный успех, это конечно дуэт Джоша О’Коннора и Джесси Бакли. Наверное, это самые ранимые, настоящие и нерафинированные Ромео и Джульетта. Искренние, современные даже, живые как никогда. Это понятно уже из трейлера, но, когда наблюдаешь за ними полтора часа к ряду, все восходит в превосходную степень. У Джоша и Джесси уникальная химия, не зря в жизни артисты лучшие друзья. Во время подготовки и репетиций они даже создали один для двоих плейлист для вдохновения. Послушать его можно в спотифай, и погрузиться в их личную, сокровенную историю.

Когда оцениваешь любых «Ромео и Джульетту», всегда подспудно помнишь про этот навязанный Шекспиром юный возраст, его примеряешь к героям как ярлык, и обычно садится он не очень. Здесь же столько условностей в целом, что ты априори считаешь Ромео и Джульетту уже не подростками, а обычными молодыми людьми. И тогда и жаркие, такие внезапные вроде признания на балу нормальны, и очень красиво, тактично, но при это взросло снятая сцена брачной ночи ожидаема. Их любовь настоящая, ощущаемая почти физически. Смотришь на ямочки Джоша и его легкий румянец и веришь, видишь страдания Джульетты и эти искусанные в кровь губы – и страдаешь вместе с ней. Наверное, это самое глубоко погружение в мир Монтекки и Капулетти за все время постановок и экранизаций, но в первую очередь за то, что создатели разрешили себе ее полностью переосмыслить и перепрожить.

Нам, российским зрителям, очень повезло: всемирная премьера спектакля только 28 сентября, а мы, благодаря работе команды TheatreHD Россия, имеем счастливую возможность увидеть их на сцене с 1 сентября. И еще раз вспомним того мальчика и девочку рядом со стеллажом с масками. Они живее многих.

Билеты

Текст Ольга Шишорина