READING

«Бумажный человек» Павла Глухова: история человека...

«Бумажный человек» Павла Глухова: история человека и человечества

В рамках IX Международного фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva Павел Глухов представил свою новую работу «Бумажный человек», созданную специально для фестиваля. Сценой послужили ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве и Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге, что полностью соответствует концепции постановки и воплощает задумку автора. А почему, мы вам расскажем.

Павла Глухова с фестивалем Context. Diana Vishneva связывает уже многолетняя история. В 2016 году он стал финалистом Конкурса молодых хореографов и обладателем первого в истории фестиваля Приза зрительских симпатий. С тех пор было много работ, для фестиваля и не только, номинация на премию «Золотая маска», премия «Душа танца». И вот вновь работа для Context.

В ГМИИ им. А.С. Пушкина Итальянский дворик и статуя Давида Микеланджело стали окружением и декорациями для спектакля. Помимо них – груда бумажных обломков, сложенных около Златых врат. В ожидании зрителей и начала Павел Глухов, восседая на стуле на импровизированной сцене, всматривается в лица приходящих и ловит ответные взгляды. Как тут не усомниться, что концепция поменялась и именно он и будет главным исполнителем. Но нет, стоит спектаклю начаться, хореограф занимает своё место рядом с другими зрителями, а бумажная гора приходит в медленное движение, постепенно высвобождая того, кто призван собирать взгляды на протяжении ближайшего часа. Васко Насонов (танцовщик и перформер) под шум то ли воды, то ли материнской утробы появляется перед зрителями в образе Маугли. Не только внешний вид и длинные волосы рождают такие ассоциации, все его движения сродни неопытным (первобытным и младенческим одновременно): его танец приближен к полу, почти без отрыва рук и ног от него.

Брюки, рубашка, галстук – постепенно все эти обязательные атрибуты современного человека появляются на герое, который поначалу их боится (один только галстук-змея чего стоит), а потом облачается в них и учится так существовать. Он больше не ползёт, обретает опору в своих движениях, которые становятся резче и разнообразнее. Но во всём своём танце – и первобытном, и осознанном – он одинок. Лист картона, в который он заматывается, становится ему домом – а вокруг пустота.

фото Ирина Григорьева

Позже из бумажных завалов он приведёт себе пару – тряпичную куклу, которая будет танцевать вместе с ним, жить вместе с ним. Это парный танец, где очень явно ведёт один, а у второго нет такой возможности. Хотя в какой-то момент их общение переходит в подобие драки, и тут удивительным образом тряпичные конечности будто обретают плоть и пускаются в действие.

Но, в любом случае, это спектакль-монолог. Он одновременно и о становлении человечества в целом, и конкретного человека в частности; об одиночестве в масштабе вселенной и душе каждого; о том, что тот путь, который прошёл мир в своём развитии, суждено пройти каждому в его личной истории. И потому именно музейное пространство, представляющее собой историю человечества через искусство, идеально пространство для этого спектакля. Здесь переход движений и танца героя от неловких к резким, выплёскивающим сексуальную агрессию, в полной мере иллюстрирует этот путь развития.

В конце спектакля Васко танцует на пьедестале на фоне Давида Микеланджело, представляя зрителям сразу две идеальные скульптуры: одну застывшую и одну в движении. Одна памятник человеку в вечности, другая – в моменте.

Текст Юлия Фокина