READING

Такая вот вечная молодость: “Бешеный хворост...

Такая вот вечная молодость: “Бешеный хворост” в “Школе современной пьесы”

10 сентября в Московском театре “Школа современной пьесы” состоялась премьера спектакля “Бешеный хворост” по одноименной пьесе Олега Маслова. Режиссер спектакля, художественный руководитель Театра Иосиф Райхельгауз взял для постановки произведение не просто с пылу с жару (как говорят повара, “с ножа”), только что представленное на фестивале молодой драматургии “Любимовка”, но и пьесу в высшей степени насущной проблематики, остро актуальную, на пике времени.

В элитном лицее провинциального города разразился скандал солидного масштаба: два ученика замечены во время протестного митинга. Один из них – ученик 10 класса Андрей Филиппов (Рузиль Минекаев) – вызван на разборки к директору школы Зинаиде Петровне (Татьяна Васильева), которая вместе с двумя заместителями, Натальей Ивановной (Джульетта Геринг) и Валентиной Юрьевной (Валерия Ланская), – должны выяснить имя второго мятежника, которому удалось ускользнуть от полиции. Политический мотив тесно переплетен с коррупционными и личными: “тройке” педагогов нужно не только изобличить бунтарей до утра следующего дня, но и отчислить их, чтобы освободить бюджетные места в лицее по просьбе губернатора для “нужных”, “блатных” детей. Задача вполне очевидная, но совсем не простая. Филиппов оказался стойким, дерзким и принципиальным парнем, а затянувшийся до утра допрос выявил целый калейдоскоп проблем, школьных интриг, секретов и скелетов в шкафу каждого из присутствующих. Наталья Ивановна вызывает на подмогу своего сына Дениса (Александр Сеппиус), тоже ученика десятого класса этой же школы, чтобы оказать дополнительное давление и выбить признание из Филиппова. Но за каждым новым диалогом – ворох разоблачений, нелицеприятных фактов и подозрений. За каждым действием – обида, конфликт, шокирующая правда, причем, сам Филиппов остается как будто в стороне от пикантных подробностей, которые всплывают в отношении остальных присутствующих (а там головоломка похлеще, чем ВИА “Молодость” из известной песни “Чиж&Co”). Каждый вопрос, адресованный Андрею, становится поводом для очередного разоблачения, градус напряжения в кабинете директора нарастает, и каждый участник событий раскрывается с неприглядной стороны.

Филиппов то дерзит, то отмалчивается, то водит за нос авторитетных педагогов. Шутка ли, директриса метит в чиновники областного министерства образования, обещая между делом, при вскрывшихся обстоятельствах, негласную поддержку одному из своих замов, – если, конечно, допрос увенчается успехом и губернатору сообщат фамилии обоих бунтарей. И тут из-за какого-то строптивого мальчишки вся жизнь и блестящая карьера могут полететь в пропасть!

Кроме скверного характера и несговорчивости Филиппова, в деле имеется еще одна загвоздка: он сирота, из родных у него – только старенькая бабушка, следовательно, отчислить социально незащищенного юного члена общества из элитного лицея – вызвать шквал негодования у этого общества, что повлечет за собой журналистские расследования, статьи, публикации и – самое главное – жирное пятно на вполне себе безупречной тридцатилетней педагогической и управленческой карьере Зинаиды Петровны.

Но время идет, второго имени всё нет, и дамокловым мечом над троицей нависает опасность потерять работу уже утром следующего дня. Действовать надо (по возможности) аккуратно, но (уже прямо совсем) решительно! В ходе длительной беседы, в которую вклиниваются попеременно то чаепитие, то доставка пиццы, то распитие горячительного, педагоги используют арсенал весьма не педагогический (когда традиционные уговоры и внушения не приносят результатов). Директриса с помощницами, как гласит современная народная мудрость, “поняли, что лучший метод- вранье, угрозы и шантаж”, и щедро, без особого стеснения, достают с самого дна своих моральных принципов запрещённые (в официальной педагогике, а также в любых здоровых человеческих отношениях) приёмы, и изощренно упражняются на подростке в выбивании признания: в ход идут психологическое давление, манипуляция чувством стыда, рукоприкладство, давление на жалость, соблазнение и не только.

Действие пьесы разворачивается в кабинете школьного директора, сценой служит проход между двумя частями зрительного зала. Максимально вытягивая из пространства зала сценической специфики, персонажи проживают свои жизни среди нас, зрителей. “Бешеный хворост” – народное название желтого рододендрона, – яркого, красивого растения, ядовитого для людей и животных. Он присутствует на сцене, но является лишь цветовым акцентом, элементом сценографии. В словах и поступках взрослых ядовитого, токсичного, – неизмеримо больше, чем в привлекательном желтом кустике. История “Бешеного хвороста” – жизненная и актуальная, политическая и личная. Узнаваемые типажи в предложенных обстоятельствах и ведут себя типично (с поправкой на особенности личности каждого). Их поступки и слова продиктованы личными интересами и принципами, внутренними убеждениями, собственным мерилом доброго, плохого, справедливого, необходимого, честного, правильного. Как известно, дьявол таится в мелочах, и финал истории становится неожиданным и драматическим для всех пятерых, а если вообразить себе масштабирование подобных историй, то с легкостью обнаруживается не только социально-политический, но и вполне культурно-исторический контекст проблематики, затронутой в пьесе: молодая, честная, дерзкая молодежь против старшего поколения, погрязшего в лжи, коррупции и интригах, с учетом особенностей менталитета и экономической ситуации в стране.

Кто ты? Как бы ты поступил? Почему ты сделал такой выбор? Какой твой следующий шаг? Что ждет тебя в будущем? – так много вопросов, на которые нельзя дать однозначный ответ, но надо которыми стоит поразмышлять. Во время просмотра премьерного спектакля «Бешеный хворост» они наверняка будут возникать у зрителей не раз.

Билеты

Текст Алена Азаренко