READING

С танцем по жизни: Чеховский фестиваль и индийский...

С танцем по жизни: Чеховский фестиваль и индийский катхак

Осеннюю программу XV Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова открыли гости из Индии. Танцевальная компания Адити Мангалдас – Фонд Дриштикон Данс на сцене Театра им. Моссовета представила двухчастный вечер под названием «Жизнь».

Главная танцевальная тема вечера – катхак (традиционный индийский танец), который был преподнесён и в своём исконном виде, и в осовремененном. Начало оказалось как раз традиционным: постановка «Праздник жизни» – это катхак в его классическом исполнении. Темнота сцены разрывается в нескольких местах ярким точечным светом, буквально льющимся из рук танцовщиков, освещая лишь их лица. Но свет не единственное, что проистекает на зрителя: звуки таблы и пакхаваджа (индийские ударные музыкальные инструменты) вторят ему и сразу расставляют все акценты. Но и впоследствии, когда танец уже полностью раскрывается перед зрителем, они остаются одним из главных участников происходящего на сцене. Именно эти инструменты задают темп всей постановке, а ритмичная дробь ступней исполнителей лишь вторит им в ответ, добавляя звонкие оттенки бубенцов, трепещущих на ногах танцовщиков.

На сцене девять исполнителей (пять женщин и четверо мужчин), которые то вместе, то поочерёдно группами с чёткостью, скоростью и при этом изяществом «празднуют жизнь». Их музыкальные руки льются в своём тягучем ритме, ноги, мелко и часто переступая, подпевают ударным, тела готовы изогнуться и выпрямиться в любой момент, вторя то рукам, то отвечая ногам. Синхронности исполнителей может позавидовать кордебалет многих балетных трупп. Основательница коллектива, главная танцовщица и хореограф Адити Мангалдас солирует, причём не только в танце. Он трижды прерывается её монологом, который одновременно и о поиске возлюбленного, и самой жизни в его лице.

Вторая постановка вечера – «Прерванная жизнь» – воплощение современного танца на основе катхака. Фактически это танцевальный дуплекс, созданный из двух фрагментов более масштабных спектаклей. «Надлом» – часть спектакля «Внутри», «Параллельные пути» родом из «Безвременного». И факт, что они, оказавшись вырезанными из других произведений, были объединены под одним названием, не сделал их единым целым, где один фрагмент предвещает последующий, в свою очередь продолжающий первый. Они так и остались и визуально, и танцевально, и настроенчески очень разными. Поэтому можно расценивать, что в целом в тот вечер на сцене предстало три, а не два отдельных спектакля.

Первая часть «Прерванной жизни» («Надлом») предстаёт неугасающим движением: танцовщики проносятся из одной кулисы в другую, падая на одно колено, замирая, оборачиваясь вокруг своей оси и продолжая затем свой путь. Они разрывают дымку, которая плотной завесой заполонила сцену. И бегут не только те, кого мы видим: как музыка, льющаяся откуда-то сверху, раздаётся топот других невидимых бегущих. Движения после замираний меняются, передавая борьбу, бурлящую внутри. Кто-то бежит без остановки, распахнув руки тому, что ждёт впереди.

В какой-то момент на сцене остаются двое – он и она. И плотная тишина вокруг них. Она – «кукловод», который своими движениями провоцирует на действие того, кто рядом. Но главным в этой части «Прерванной жизни» становится монолог Адити (уже исключительно танцевальный). Она – в красном, с более резкими движениями рук (без плавности, присущей катхаку), завернувшаяся в конце в свои вращения и словно воспарившая ввысь во всё увеличивающемся книзу световом луче.

Протянувшаяся по времени тишина и темнота отделяют составные части «Прерванной жизни» друг от друга. И вот на сцене вокалист Фараз Ахмед. А вслед за ним – музыканты и танцовщики. В этой части уже нет мелких и частых переступов ногами. Основа движения – неистовые вращения.

По словам Адити Мангалдас большое счастье и удача для её коллектива в наше непростое время (сейчас эта практически избитая формулировка актуальна, как никогда) оказаться в Москве и представить публике своё творчество. Тут сложно не согласиться и не добавить, что визит труппы восточной Марты Грэм (невозможно избавиться от этой ассоциации ввиду абсолютной зацентрованности всех постановок на личности основательности и главной исполнительницы, которой не страшен и, что важно, не мешает возраст) – это удача и для московской публики.

Текст Юлия Фокина