Тому, что именно обращение к текстам обэриутов стало основой первого спектакля Дениса Азарова на посту художественного руководителя Театра Виктюка есть множество причин и объяснений. Но, главное, что понимаешь после просмотра – это гениальное художественное и организационное решение. «Пир» стал тем самым мостиком между театром Романа Григорьевича и будущим театром Дениса Николаевича. Мостиком крепким, осознанным и в лучшем смысле преемственным. При этом «преемственность» не значит, что это будет повторить или следовать Виктюку, наоборот, это максимально иное художественное высказывание. Но в этом театре они теперь идут под руку, труппа играет гармонично и с воодушевлением, используя лучшие свои умения, а для старых приверженцев «того» театра переход должен случиться мягко.
Виктюк, строивший свою работу над текстами как раз через погружение в абсурд, и часто обращавшийся к поэтам того периода в своих спектаклях, и Азаров, уже третий раз работающий с текстами обэриутов, в этой точке сошлись. Произошла склейка и переход. И теперь в Доме Света наступила новая эра.
«Пир» Азарова делится на две части, но при этом осознанно не уходит в антракт. В первой, с яркой вывеской Circus и всеми необходимыми атрибутами цирка начала века, оживают тексты обэритутов, их анекдоты и шутки. Вот прохаживаются Гоголь с Пушкиным, а вот сумасшедший кровожадный фокусник-неудачник (великолепный, похожий на волка из сказки здесь Иван Никульча) выступает вместе со своей смешной и неловкой ассистенткой (Мария Дудник). Клоуны донимают легендарную Старуху с топором, а Конферансье с узнаваемым одесским говором развлекает публику между зарисовками. Здесь столько отсылок, символик и рифм, столько узнаваний, что одна часть тебя постоянно разгадывает ребусы, а другая с детским восторгом, а порой и ужасом следит за происходящим. Надо сказать, зрители первого ряда, берегитесь! Покупайте билеты на него осознанно, вы станете частью представления.
Во второй части – настоящее кэрроловское чаепитие. Пир поэтов и философов, смыслово уносящийся к грекам, а те же Пушкин и Гоголь кружат среди своих последователей и символически прислуживают за этим столом. Алексей Трегубов, художник этого спектакля, создал удивительный лес, благодаря особенной расстановке зеркал уходящий в бесконечность сцены. Здесь все перепутаны и едины: Хармс (Дмитрий Бозин) начинает действие стихотворением Введенского, а затем уже все собравшиеся вместе герои читают самого Хармса. Все участники ОБЭРИУ здесь словно немного дети, не зря Трегубов нарядил своих героев в костюмы детей, порой смешные и наивные. Они говорят парадоксами и перекатывают слова-шутихи, они немного наивны и открыты. Не зря единственное, что разрешали к публикации и что им давало хлеб, были детские стихи.
«Вдруг охотник выбегает…» Простая детская считалочка олицетворяет жестокий финал. Пир детей разрушен, одинокая лампочка качается висельником, не перестающий дождь смоет все. Щемяще и завораживающе.
Кажется, что артисты в этом спектакле счастливы. Счастливы прикоснуться к текстам, вдохнуть в них новую жизнь и немного побыть чуть выше мира.
Текст Ольга Шишорина
NO COMMENT