READING

«Пир» в Театре Виктюка. Светлая печаль, грустные ш...

«Пир» в Театре Виктюка. Светлая печаль, грустные шутки и доброе царство абсурда

Тому, что именно обращение к текстам обэриутов стало основой первого спектакля Дениса Азарова на посту художественного руководителя Театра Виктюка есть множество причин и объяснений. Но, главное, что понимаешь после просмотра – это гениальное художественное и организационное решение. «Пир» стал тем самым мостиком между театром Романа Григорьевича и будущим театром Дениса Николаевича. Мостиком крепким, осознанным и в лучшем смысле преемственным. При этом «преемственность» не значит, что это будет повторить или следовать Виктюку, наоборот, это максимально иное художественное высказывание. Но в этом театре они теперь идут под руку, труппа играет гармонично и с воодушевлением, используя лучшие свои умения, а для старых приверженцев «того» театра переход должен случиться мягко.

Виктюк, строивший свою работу над текстами как раз через погружение в абсурд, и часто обращавшийся к поэтам того периода в своих спектаклях, и Азаров, уже третий раз работающий с текстами обэриутов, в этой точке сошлись. Произошла склейка и переход. И теперь в Доме Света наступила новая эра.

фото Владимир Яроцкий

«Пир» Азарова делится на две части, но при этом осознанно не уходит в антракт. В первой, с яркой вывеской Circus и всеми необходимыми атрибутами цирка начала века, оживают тексты обэритутов, их анекдоты и шутки. Вот прохаживаются Гоголь с Пушкиным, а вот сумасшедший кровожадный фокусник-неудачник (великолепный, похожий на волка из сказки здесь Иван Никульча) выступает вместе со своей смешной и неловкой ассистенткой (Мария Дудник). Клоуны донимают легендарную Старуху с топором, а Конферансье с узнаваемым одесским говором развлекает публику между зарисовками. Здесь столько отсылок, символик и рифм, столько узнаваний, что одна часть тебя постоянно разгадывает ребусы, а другая с детским восторгом, а порой и ужасом следит за происходящим. Надо сказать, зрители первого ряда, берегитесь! Покупайте билеты на него осознанно, вы станете частью представления.

Во второй части – настоящее кэрроловское чаепитие. Пир поэтов и философов, смыслово уносящийся к грекам, а те же Пушкин и Гоголь кружат среди своих последователей и символически прислуживают за этим столом. Алексей Трегубов, художник этого спектакля, создал удивительный лес, благодаря особенной расстановке зеркал уходящий в бесконечность сцены. Здесь все перепутаны и едины: Хармс (Дмитрий Бозин) начинает действие стихотворением Введенского, а затем уже все собравшиеся вместе герои читают самого Хармса. Все участники ОБЭРИУ здесь словно немного дети, не зря Трегубов нарядил своих героев в костюмы детей, порой смешные и наивные. Они говорят парадоксами и перекатывают слова-шутихи, они немного наивны и открыты. Не зря единственное, что разрешали к публикации и что им давало хлеб, были детские стихи.

фото В.Яроцкий

«Вдруг охотник выбегает…» Простая детская считалочка олицетворяет жестокий финал. Пир детей разрушен, одинокая лампочка качается висельником, не перестающий дождь смоет все. Щемяще и завораживающе.

Кажется, что артисты в этом спектакле счастливы. Счастливы прикоснуться к текстам, вдохнуть в них новую жизнь и немного побыть чуть выше мира.

Билеты

Текст Ольга Шишорина